Для конструирования системы обогрева дома либо квартиры нужен нагревательный котел, трубопроводы и радиаторы отопления, связывающие все элементы в одну сеть.
Но она не будет функционировать без теплоносителя, который передает тепловую энергию, образующуюся от сгорания горючего воздуху в помещении.
Исходя из этого по окончании монтажных либо ремонтных работ постоянно возникает вопрос, как заполнить систему отопления водой либо другой подходящей жидкостью. Инструкция, посвященная этому вопросу, приведена ниже.
Необходимость сброса и наполнения жидкости из системы обогрева
В первую очередь, рассмотрим, для чего производится сброс теплоносителя из системы отопления.
Значительно чаще удалить воду из труб нужно с целью проведения планового ремонта. Особенно это относится квартир, подключенных к централизованным системам отопления. В летний период производится замена запорных и регулирующих кранов, вышедших из строя трубопроводов и без того потом.
Но если вы живете в частном доме, сливать теплоноситель не рекомендуется по следующим обстоятельствам:
Порядок заливки жидкости в отопительную систему
Подготовительные операции
Независимо от того, запускаете ли вы новую, смонтированную своими руками систему отопления или наполняете ее теплоносителем по окончании окончания теплого сезона либо ремонта, обязательно направляться подготовить инженерную сеть к эксплуатации.
Порядок действий таковой:
Необходимо нагнетать давление , пока его значение не будет на 25% больше расчетного. Стандартное падение этого показателя должно составлять не более одного процента за четверть часа эксплуатации.
Обратите внимание! Герметизация течей проводится не столько для минимизации расхода теплоносителя, сколько с целью предотвращения образования в радиаторах и трубах воздушных пробок, каковые становятся обстоятельством неработоспособности либо низкой эффективности отопления.
Выбор вида теплоносителя
Значительно чаще в качестве жидкости, передающей тепло, употребляется вода. Но возможно применять и антифриз, который не мёрзнет при опускании температуры окружающего воздуха ниже нулевой отметки. Он имеет и множество других преимуществ, но его цена велика. Значительно чаще антифриз употребляется в отопительных системах маленьких по площади строений.
Не забывайте, что заполнение водой системы отопления требует предварительной ее подготовки. Жидкость должна быть избавлена от растворенных в ней воздуха и солей, для чего возможно использовать имеющиеся в продаже реагенты и химические вещества.
Совет! В качестве теплоносителя системы отопления не рекомендуется применять воду из крана. Она содержит много других минералов и кальция, каковые, оседая на трубах и в батареях, со временем приведут к неработоспособности отопления. Кроме этого в воде из под крана растворено много кислорода, который вызывает завоздушивание.
Использовать ли для заполнения намерено подготовленную воду либо антифриз – решать вам. Но в любом случае нужно верно вычислить количество жидкости, нужный для исполнения данной процедуры.
Определение количества применяемого теплоносителя
Знать количество воды либо антифриза, который пригодится для наполнения отопительной системы, нужно чтобы верно выбрать водоподготовительное оборудование нужной производительности или заблаговременно купить определенное количество особой жидкости.
Для исполнения расчетов необходимо уточнить следующие данные:
- количество воды, который помещается в водонагревательном котле (Ок), одной секции установленных радиаторов отопления (Ор) и расширительном бачке открытого либо закрытого типа (Об) – все цифры имеются в сопроводительной документации к перечисленному выше оборудованию;
- количество воды, каковые помещается в трубах (От) – для этого необходимо воспользоваться особым строительным справочником, где размещена подобная информация, или вычислить необходимое значение по следующим формулам:
S = ? * R2, где:
- S – площадь поперечного сечения трубы;
- ? – постоянная, равная 3,14159;
- R – внутренний радиус трубы.
От = S * L, где:
- От – искомый количество жидкости в трубе;
- S – площадь поперечного сечения, отысканная по вышеприведенной формуле;
- L – протяженность всех установленных трубопроводов.
- Объем воды высчитывается по таковой формуле:
- Ообщий = Ок + (Ор * с) + Об + От, где
- с – количество установленных секций радиаторов.
Совет! Не обращая внимания на то, что антифриз и вода не сжимаются, нужно покупать на 10-15% больше жидкости, чем тот количество, который вы взяли благодаря расчетам. Таковой запас покроет погрешность вычислений.
Заливка воды
Когда вы закончили промывку, произвели опробование труб и запаслись достаточным числом теплоносителя, возможно приступать к наполнению отопительной системы. В этом окажет помощь вибрационный насос для заполнения системы отопления.
Не забывайте, это наиболее серьёзный этап процесса монтажа климатической сети, потому все операции необходимо делать шепетильно и бережно.
Процедура имеет несколько последовательных этапов:
Проверка качества заполнения
При расчетах нужного объема теплоносителя, нужно выяснить эту цифру не только для всей системы, но и для отдельных ее участков. В следствии вы сможете более совершенно верно контролировать степень заливки отдельных элементов климатической сети.
Помимо этого, на входном патрубке возможно установить счетчик расхода жидкости.
Так, вы станете совершенно верно знать, какое количество уже попало в трубы:
- в случае если меньше вычисленного значения – в трубах скопился воздушное пространство, необходимо определять место образования пробки и ликвидировать ее;
- в случае если больше – где-то происходит утечка через неплотное соединение либо открытый кран.
Запуск системы отопления в эксплуатацию
Удаление остатков воздуха
Произведя полную заливку отопительной системы возможно переходить к ее запуску в эксплуатацию. Но перед этим необходимо удалить остатки воздуха из всего установленного оборудования.
Это делается следующим образом:
Включение котла
Перед включением нагревателя необходимо запустить насосы, снабжающие циркуляцию жидкости. Они должны проработать пара часов. Наряду с этим давление жидкости должно составлять около 2 атмосфер.
Совет! Воспользуйтесь этим временем, дабы еще раз осмотреть систему на предмет появления протечек. В случае если таковые покажутся – насос необходимо остановить, выполнить герметизацию соединений и заново произвести заливку воды.
Все работы по запуску должны проводиться при плюсовой температуре в помещениях. В другом случае вероятно образование льда, который повредит трубы, радиаторы и насосы отопления.
Вывод
Заливка жидкого теплоносителя – важный этап запуска отопительной системы в эксплуатацию. От правильности проведения всех работ зависит, как действенно и экономично она будет работать. Более детально об этом вы имеете возможность определить из видео, нижеприведенного.
Как правильно заполнить систему отопления теплоносителем
В системах открытого типа расширительный бак необходимо устанавливать в самой верхней точке. Жидкость, находящаяся в контуре, контактирует с воздухом. В закрытых типах расширительный бак в своей конструкции имеет герметичную мембрану. Теплоноситель изолирован от воздуха.
Заполнить систему отопления двухконтурного котла можно таким образом:
Большинство людей, проживающих в частных домах, знают один наиболее простой способ (он же является и наихудшим) правильно залить воду в систему отопления открытого типа. Теплоноситель подаётся через расширительный резервуар. Жидкость поступает с небольшими интервалами, чтобы воздух успевал уходить.
Для закрытых систем такой метод лучше не использовать. В этом случае возникновение воздушных пробок практически гарантировано.
Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:
- запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
- повторный пуск после проведения ремонтных работ.
Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:
В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.
Принцип работы системы отопления заключается в том, что теплоноситель перемещается от источника тепла к конечной точке по трубам, обогревая их. От типа и устройства отопительного оборудования зависит вид применяемого теплоносителя, в качестве которого могут выступать жидкости и газы.
Наибольшую популярность получили жидкостные теплоносители:
Читайте также: Тепловентилятор своими руками: пошаговый инструктаж по изготовлению самоделки
В качестве теплоносителя используются следующие газы:
В настоящее время в качестве теплоносителя внедряют органические жидкости, которые обладают отличными показателями по уровню замерзания и обладают низкой вязкостью. Однако широкого распространения они пока не получили, из-за высокой стоимости и дефицитности.
Выполняются вне зависимости от состояния оборудования.
Как старые, так и новые трубы необходимо промыть и испытать:
При помощи воды обвязку прочищают от технологического мусора, окалин. С добавлением химических веществ возможно удаление накипи и ржавчины. Если правила эксплуатации выполняются (не сливают теплоноситель летом), эту процедура проводится с перерывом в два года.
Окончив осмотр, необходимо закрутить все вентили, ведущие к сливу жидкости из радиаторов, а также перекрыть воздушные клапаны.
При гидравлических испытаниях систему осматривают на наличие щелей и трещин, течей. После этого нужно проверить работоспособность оборудования: насоса, расширительного бака, котла и прочего.
Если уже есть действующая система водоснабжения, то заполнение системы отопления идет предельно просто. Берем подходящий шланг, включаем его к крану залива и опорожнения системы (его ставят в котельной).
Одного крана для этих целей хватает. Через него можно и слить систему, и заполнить. И второй конец шланга подключаем к разборному крану действующей системы водоснабжения.
Открываем оба крана и заполняем систему.
Если же система водоснабжения еще не действует или было принято решение, что отопление будет функционировать на незамерзающем теплоносителе, обязательно потребуется насос. Насос может быть любой, подходящий по параметрам.
На что стоит обратить внимание при заполнения системы отопления насосом? Подающий патрубок насоса должен быть расположен с противоположной стороны от забора. С таким насосом работать удобней, чем с насосом, у которого подача и забор находятся на одной стороне. Заполнять систему можно будет даже из емкости незамерзающего теплоносителя.
Может возникнуть ситуация, что подходящего насоса не окажется, а покупать его не хочется. Из этого положения тоже есть выход. В этом случае прямой путь на чердак или на крышу со шлангом и воронкой. Это не шутка. Действительно бывают случаи, когда нет электричества или нет насоса, а систему заполнять надо.
Нужно взять шланг длиной около 10-15 метров, залезть как можно выше (в идеале на конек дома) и оттуда через воронку заполнять систему. Если разница между низом системы и заливной воронкой будет порядка 7-8 метров, то давление внизу, в месте установки насоса, будет 0,7-0,8 бара.
Этого давления вполне достаточно для функционирования системы.
Итак, к шлангу мы подключили, включаем насос и начинаем.
Заполняем систему отопления водой до давления в 2 бара, после этого включаем циркуляционный насос. Если есть система первично-вторичных колец или котел подключен к системе непосредственно, то сразу можно запускать котел и без нагрева или при минимальном нагреве даем возможность поработать системе приблизительно час.
После этого проверяем состояние фильтра-грязевика. Если он чистый, на этом промывка считается законченной. Если в нем есть грязь, то нужно очистить сеточку, запустить систему снова, дать поработать полчаса и снова смотреть состояние фильтра. Промывка считается законченной, через полчаса на сетке фильтра не будет грязи.
Промывочную воду нужно слить из системы отопления, остатки удалить компрессором. После этого можно начинать заполнение системы рабочим теплоносителем.
Начинаем с системы радиаторного отопления. Включаем насос, доводим давление до двух атмосфер и идем спускать воздух из радиаторов. Воздух стоит начать гонять с нижнего уровня, так как весь воздух с нижнего этажа оказывается наверху, а вот обратно вниз уже не идет.
Воздух выгоняется очень просто, через краны маевского. Можно взять обычную шлицевую отвертку и открыть кран маевского за шлиц. Таким образом спускается воздух из крана. Воздух выпускается из всех радиаторов, из конвекторов воздух выгонять, как правило, нужды нет. Он оттуда улетает сам, потому что задержаться ему там нет никакой возможности.
После того, как воздух спущен, давление в системе падает, и нужно снова поднять его до двух атмосфер. После чего опять вернуться и стравить воздух. Потом уже можно включать котел. Обычно дается 60 градусов. И проходим по всем радиаторам, проверяя наличие неработающих.
Если с одного конца радиатор теплый, а с другого холодный, значит, в нем есть воздух. Удаляем его все тем же методом. Если радиатор полностью холодный, эта проблема тоже легко устраняется. Закрываются все радиаторы, которые работают, и насосу ничего не остается, кроме как гнать теплоноситель по трубам до последнего радиатора.
После этого необходимо довести давление в котле до нормы и на слух определить работу насоса. Если слышно периодическое проскакивание воздуха через крыльчатку, а при открытии обнаруживается выход пены, то необходимо от нее избавиться.
Выключаем насосы и даем возможность пене отстояться минут 15-20. Особенно важно это сделать на системах с незамерзайками. Пена превращается в пузырь воздуха. После чего снова запускаем систему и на радиаторах вылавливаем этот воздух. На этом заполнение системы отопления закончено
Теплые полы имеет свои особенности. Они заполняются не все сразу, а по одному контуру. Если заполнять все сразу (а они имеют разную длину), то в длинных контурах обязательно останется воздух, который удалить оттуда практически невозможно. Поэтому поступаем следующим образом.
Коллектор полностью собирается. Перекрываются на обратке все контура, кроме одного. Включается насос, и через подачу этот контур заполняется система отопления до тех пор, пока из дренажного отверстия не польется чистый теплоноситель без признака воздуха. После того, как это случилось, контур закрывается. Таким же образом заполняются все остальные.
Здесь желательно иметь еще один шланг для того, чтобы направить его в ведро с теплоносителем во избежание его разлива.
После этого закрывается дренажное отверстие, открываются все контура и проверяется работа теплого пола. Важно обратить внимание на то, что систему радиаторной сети можно заливать теплоносителем против его движения. С теплыми полами так делать нельзя, заливать нужно только со стороны прямой, потому что в ином случае теплоноситель не будет двигаться через ротаметры.
Когда он расположен высоко, трубы загрузки могут стать непреодолимым препятствием для воздуха, и он будет застаиваться в верхней части. Удалить его можно, установив воздушный кран. Автоматический воздухоотводчик здесь не нужен, так как воздух удаляется только один раз.
Закрытая система отопления с подключением к водопроводу
В течение отопительного сезона даже изначально качественный теплоноситель постепенно теряет свои свойства.
Это связано с периодическим изменением его температуры, в результате чего происходит выделение осадка (для воды) или изменение вязкости вещества (синтетические теплоносители).
Если вовремя не выполнить заполнение системы отопления теплоносителем, то могут произойти следующие негативные моменты:
Своевременное заполнение водой закрытой системы отопления может быть разным по времени. Все зависит от состава теплоносителя и температурного режима работы котла. Для дистиллированной воды оптимальная периодичность замены составляет 1 год, т.е.
перед каждым отопительным сезоном. В случае использования теплоносителей на основе этиленгликоля, пропиленгликоля или глицерина время службы составляет от 3 до 7 лет.
Оно зависит от концентрации химических компонентов – чем их больше в общем объеме, тем дольше будет служить жидкость.
Однако перед тем как заполнить водой закрытую систему отопления, нужно определиться с видом теплоносителя – будет это обычная Н2О или усовершенствованные жидкости.
Для того чтобы заполнить или добавить в систему отопления двухконтурного котла антифриз, нужно узнать – можно ли это делать. Производители котлов указывают растворы, которыми можно заполнить систему отопления.
Насколько часто нужно менять жидкость в системе отопления? Несколько общих правил:
- В контурах открытого типа частных домов достаточно просто доливать воду, если система герметична, не подвергая старые коммуникации стрессовым проверкам в виде длительного сухого простоя. Замена необходима только в случае экстренного ремонта или профилактической герметизации, после промывки.
- Появление течи – необходимо слить воду и провести ремонт.
- Закрытые отопительные системы нуждаются в профилактической промывке и смене теплоносителя через несколько лет.
Частота заполнения новой жидкостью зависит от характеристик воды, срока эксплуатации синтетического теплоносителя, общего состояния системы. При сильном завоздушивании крайних точек рекомендуют выявить причину – найти место протечки и проверить герметичность сети отопления. Обычно замену воды проводят раз в несколько сезонов.
Вопрос, на который нет однозначного ответа – нужно ли ежегодно осушать контур после завершения отопительного сезона? Решение зависит от типа, возраста и материала изготовления основных элементов – труб и радиаторов, а также от общего объема жидкости.
Чаще всего осушают на лето системы со старыми чугунными радиаторами. Причина – появление течи после выключения котлов. Старые ребра из чугуна соединены между собой резьбовыми соединениями со старыми прокладками. Когда внутри батарей есть горячая вода, уплотнители расширяются, обеспечивая стабильную герметичность на швах.
После остывания воды материал, из которого изготовлены прокладки, естественно, сжимается, и в местах стыка ребер начинается течь. Но длительный простой старых радиаторов без воды чреват ускоренной коррозией, ржавчина внутри радиатора и старых труб в сухой среде осыпается, и может вывести из строя целый стояк.
В закрытых новых контурах заполнение системы отопления – процесс не затратный. Но полностью сливать жидкость каждый год не рекомендуется – в этом нет необходимости.
Заполнение системы отопления: закачка жидкости в закрытую и открытую схему, типы теплоносителей
Отопление
26.09.2018
5.4 тыс.
3.6 тыс.
6 мин.
В системах открытого типа расширительный бак необходимо устанавливать в самой верхней точке. Жидкость, находящаяся в контуре, контактирует с воздухом. В закрытых типах расширительный бак в своей конструкции имеет герметичную мембрану. Теплоноситель изолирован от воздуха.
Заполнить систему отопления двухконтурного котла можно таким образом:
Большинство людей, проживающих в частных домах, знают один наиболее простой способ (он же является и наихудшим) правильно залить воду в систему отопления открытого типа. Теплоноситель подаётся через расширительный резервуар. Жидкость поступает с небольшими интервалами, чтобы воздух успевал уходить.
Для закрытых систем такой метод лучше не использовать. В этом случае возникновение воздушных пробок практически гарантировано.
Современная система отопления — принципиальная схема
Сначала нужно определиться с точкой, через которую будет подаваться теплоноситель. Если насос способен нагнетать воду до полного заполнения всех труб и радиаторов, то лучше подключаться к самой нижней точке, например, к подпитке. Кроме этого узла, в схему должен входить ещё и вентиль для слива теплоносителя.
Если этот элемент является самым низким местом, то подключить подачу можно через него. К сливному штуцеру обычно не монтируется обратный клапан, поэтому остановка подачи воды повлечёт за собой её вытекания обратно. Следует сразу же перекрыть вентиль, который расположен перед штуцером.
После наполнения бочки жидкостью запускается прибор. Заполнить водой закрытую систему отопления нужно правильно. Для этого следует следить за уровнем воды в резервуаре. Он не должен опускаться ниже патрубка насоса, чтобы в обогревательный контур не попадал воздух.
Для антифриза лучше использовать какую-либо ёмкость меньших размеров. Это требуется для того, чтобы погружной насос не приходилось опускать в химию. Следует погружать только патрубок.
Перед процедурой необходимо открыть все клапаны Маевского, которые устанавливаются на батареях. Под каждой из них следует установить ёмкости. Когда вода начнёт выходить через все воздухоотводчики, нужно перекрыть клапаны Маевского, не прекращая процесса закачки.
Контроль давления в системе осуществляется с помощью манометра. Если в котле нет встроенного устройства, то его необходимо включить в схему. Подача воды происходит до тех пор, пока прибор не покажет необходимое значение.
После полного заполнения нужно сбросить воздух. Давление начнёт падать, поэтому необходимо понемногу добавлять воду. Этот процесс следует повторять до вытеснения всех воздушных пробок.
В конце проводится ревизия системы на какие-либо протечки. Затем, можно выполнить запуск отопления в частном доме. Процедура заполнения довольно простая. Её можно выполнить и своими руками.
При отсутствии погружного электрического насоса заправку отопления придётся производить вручную. Если максимальный перепад высот превышает 10 м, то этот процесс будет довольно утомительным.
В таких случаях можно прибегнуть к заливке контура дома через верх. Закачка будет происходить самотёком. Кран для слива в нижней точке должен быть открытым до тех пор, пока из него не начнёт вытекать вода. После этого вентиль закрывается. В нижней точке отопления получается статическое давление. При нормальных условиях оно равняется 1 атм.
Теперь следует немного увеличить давление до уровня примерно в 1,2 атм. К штуцеру нужно прикрутить обычный шаровый вентиль, а на него одеть поливочный шланг.
К шлангу необходимо подключить какой-нибудь переходник, чтобы он смог одеваться на автомобильный насос. В него заливается вода, и с помощью насоса она закачивается в систему.
После достижения необходимого давления вентиль перекрывается. Затем, можно запустить отопление.
Правильное заполнение системы отопления закрытого типа.
Её можно производить самостоятельно:
Практически все конструкции предусматривают модуль автоматического воздухоотвода. Но он не способен удалить все пузырьки. Во время первого запуска системы следует очень медленно нагревать теплоноситель. Это необходимо, чтобы избежать всяческих поломок различных элементов от гидроударов. Не рекомендуется запускать котёл на всю мощность.
Особенно это касается протяжённых схем. Они имеют большое тепловое расширение и высокую степень деформации. Из-за нагрева на некоторых участках появляется напряжение.
Жидкость способна значительно усилить силу удара. Зачастую разрушение происходит на изгибах. В некоторых случаях трубы могут сорваться с крепежей.
Желательно, чтобы проектированием отопления занимались специалисты, которые способны учесть все факторы. В частных домах монтаж можно произвести и по типовому проекту.
Заполнение системы отопления закрытого типа. Используем опрессовочный насос опрессовщик☼ Геотермика
Перед тем как закачать теплоноситель в отопительный контур, следует знать виды незамерзающих жидкостей.
Чтобы можно было заправить систему, антифризы должны иметь такие свойства:
Незамерзающую жидкость нельзя прокачать через трубопровод в чистом виде. Она довольно агрессивна и разрушает все конструктивные элементы. Антифриз следует разбавлять водой в соответствии с инструкцией, предоставленной производителем.
Также применяют и специальные добавки, например, антипенные, стабилизирующие, очистительные, а также антикоррозийные. Чем меньше в растворе количество воды, тем жидкость дороже, так как она замерзает при более низких температурах. Зачастую во время разведения незамерзайки требуется добавлять присадки.
Без специальных добавок применять растворы не стоит, потому что они не смогут соответствовать необходимым параметрам. Также нельзя смешивать разные антифризы. Обычно это приводит к сильному снижению эксплуатационного срока. Незамерзающие жидкости нельзя применять в системах, где не предусмотрено наличие циркуляционного насоса, так как у них повышенная степень вязкости.
Органические теплоносители имеют эксплуатационный срок до пяти лет. По истечении срока годности их необходимо заменить, так как жидкость теряет свои свойства и становится агрессивной.
В настоящее время практически всё оборудование сделано под использование в качестве теплоносителя воды. Для сохранения своей репутации производители указывают, что они не могут гарантировать нормальную работу при использовании антифризов. А также на котлах может указываться разрешённый вид незамерзающей жидкости.
Если в схеме нет автоматического отключателя при превышении температурного порога, то использование антифризов не рекомендуется. Эти вещества могут быть опасны при перегреве. Для заправки отопительных контуров производятся теплоносители, в основе которых пропиленгликоль.
Как заполнить систему отопления, от А до Я.
Пропиленгликоль в последнее время начинает вытеснять другие типы незамерзающих теплоносителей. Но этот вид практически не отличается по своим параметрам от этиленгликоля. Имеет второй класс опасности.
Основные преимущества этой незамерзайки:
У этой жидкости есть и свои недостатки. Основным из них является высокая стоимость. В среднем цена превышает в два раза, если сравнивать с другими видами.
Жидкость вступает в реакцию с металлическими трубами и оцинковкой. Если температура превысила максимальный порог, то полипропиленгликоль начинает распадаться и выделять токсичные газы.
Но на данный момент это вещество является лучшим на рынке.
Как заполнить систему отопления закрытого типа любыми видами теплоносителей
Важный вопрос, возникающий по окончании монтажа отопительных приборов, касается того, как заполнить систему отопления закрытого типа и запустить её в эксплуатацию. Процесс несложный, хотя его особенности вызывают типовые затруднения у рядовых пользователей. К ним относятся выбор точки закачивания и величины давления теплоносителя.
Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения
Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.
Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:
- водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
- водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
- наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
- закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.
Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха.
Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней.
Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.
Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.
Расположение узла подпитки системы отопления.
Когда выполняется заполнение теплоносителем
Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:
- запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
- повторный пуск после проведения ремонтных работ.
Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:
Закачка антифриза в систему отопления.
Технология заполнения: куда подавать теплоноситель
Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов).
Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов.
Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.
Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.
Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы).
Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой.
Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.
Конструкция типового узла слива/подпитки.
Заполняем систему снизу
Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).
Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду.
Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок.
Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.
Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.
Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.
Закачивание антифриза насосом «Малыш».
Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.
Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.
Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху
Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной.
В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды.
Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).
Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром.
Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм.
Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.
Закачка антифриза ручным насосом.
Выбор величин давления в системе и расширительном бачке
Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла.
Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.
Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!
Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.
Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм).
Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот.
Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.
Уровни давления в расширительном бачке.
Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве.
Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза). Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя.
Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости.
Заключение
Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.
Самостоятельное заполнение системы отопления
Система отопления – одна из важнейших коммуникаций частного дома. Владельцы частных домов стараются тщательно следить за ее исправностью, ведь при наступлении холодов без тепла в доме просто не обойтись.
В летний период рекомендуется проводить профилактику отопительного оборудования, чтобы холода не застали врасплох.
Заполнение системы отопления теплоносителем можно осуществить своими руками, если знать последовательность работ и некоторые нюансы типа теплоносителя.
Основные типы теплоносителей
Система отопления.
Принцип работы системы отопления заключается в том, что теплоноситель перемещается от источника тепла к конечной точке по трубам, обогревая их. От типа и устройства отопительного оборудования зависит вид применяемого теплоносителя, в качестве которого могут выступать жидкости и газы.
Наибольшую популярность получили жидкостные теплоносители:
В качестве теплоносителя используются следующие газы:
В настоящее время в качестве теплоносителя внедряют органические жидкости, которые обладают отличными показателями по уровню замерзания и обладают низкой вязкостью. Однако широкого распространения они пока не получили, из-за высокой стоимости и дефицитности.
Так как вода является наиболее популярным теплоносителем, следует рассмотреть процесс заполнения системы отопления этим веществом более детально и учесть все нюансы его характеристик.
Вода имеет много примесей и минералов, которые при закипании оседают в виде накипи на стенках отопительного оборудования, что приводит к засорению системы и поломке. Поэтому прежде чем заполнять систему отопления, воду необходимо прокипятить. Если позволяют средства, то вместо кипячения можно приобрести дистиллят.
Вода содержит кислород, который способствует развитию коррозии. Способность воды к минерализации и выделению кислорода при нагревании приводит к выходу из строя оборудования, поэтому замену воды в системе отопления рекомендуется производить не чаще одного раза в год.
Прежде чем проводить работы по заполнению системы отопления, следует узнать требуемый объем теплоносителя. Для этого следует суммировать объем всех основных элементов отопительного оборудования:
- котел;
- расширительный бачок;
- радиаторы;
- трубы.
Обычно производители указывают объем в технической документации, прилагаемой к оборудованию. Если не удалось найти данную информацию, то существуют специальные таблицы с усредненными показателями, которые можно применить при расчетах.
Если заполнение системы теплоносителем связано с очередной заменой в профилактических целях, то старую воду необходимо предварительно слить в подготовленную тару. Порядок проведения работ будет следующим:
Далее необходимо удалить воздух из системы. Для этого на всех основных узлах отопления открываются вентили. К верхней точке присоединяется прозрачный шланг и опускается в резервуар с водой. Подключив насос, трубы и радиаторы заполнять до тех пор, пока из шланга не пойдет вода без пузырьков.
Устранение протечки воды.
Удаление воздуха из системы.
После того как оборудование дегазировано, подключается циркуляционный насос без нагрева. Если никаких неполадок не обнаружено, то следует подключить источник тепла и протестировать систему отопления, проверив на равномерность нагревания всего оборудования. Для этого можно использовать тепловизор или специальный измеритель температур.
В том случае, если теплоноситель заливается в только установленное оборудование, порядок заполнения будет аналогичным.