Правила эксплуатации газового оборудования в жилых домах: обзор мер обеспечения безопасности

  • В данной статье рассматривается актуальная проблема, связанная с безопасной, безаварийной эксплуатацией внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, проведён анализ существующих методик по диагностированию данного оборудования и нормативной действующей документации в газоснабжении.
  • Ключевые слова: газопроводы, эксплуатация, обслуживание, диагностирование, внутридомовое газовое оборудование, газоснабжение, газ.
  • This articled deals with an urgent problem associated with the safe, trouble-free operation inside apartment-house gas equipment in multi-family apartment building, analyzes the existing methods for diagnosing this equipment and the regulatory documentation in force in gas supply.
  • Keywords: gas supply, gas pipelines, diagnosing, service, exploitation, inside apartment-house gas equipment, gas.

Внутридомовое газовое оборудование (далее — ВДГО), эксплуатируемое населением, потребляет значительный объём газа, поставляемый газораспределительными организациями.

В связи с этим, газоснабжение — неотъемлемый цикл жизнеобеспечения людей, проживающих в многоквартирных домах (далее — МКД), и безопасность эксплуатируемого ВДГО приобретает с каждым годом всё большую актуальность для рассмотрения.

Рис. 1. Структура потребления природного газа

В последние годы регулярно происходят взрывы природного газа в помещениях, связанные с эксплуатацией ВДГО, особенно в осеннее — зимний период, что указывает на то, что проблемы технического состояния и обслуживания внутридомового газового оборудования имеют системный характер. Статистика пожаров и взрывов, связанных с использованием природного газа, показывает, что наибольший риск аварий по сравнению с газораспределительными сетями, объектами энергетики, промышленности и транспорта имеется при использовании внутридомового газового оборудования.

Необходимо постоянно проводить техническое диагностирование ВДГО для безопасного использования и постоянного обеспечения газопотребителей, а также своевременного выявления дефектов на данном оборудовании во избежание аварийных и чрезвычайных ситуаций. 08 января 2015 г. вступили в силу Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом Ростехнадзора № 613 от 17.12.2013 г.

Наиболее часто различные инциденты и аварии возникают в местах непосредственного контакта газораспределительных сетей и потребителей газа, т. е.

в местах прокладки внутридомовых газовых сетей и установки внутридомового газового оборудования (газовые плиты, газовые колонки).

Также растет количество аварий, вызванных неудовлетворительным техническим состоянием и обслуживанием внутридомового газового оборудования.

В этих условиях средством повышения надежности эксплуатации оборудования наряду с заменой устаревшего оборудования становится улучшение обслуживания, использование новых критериев оценки надежности внутридомового газового оборудования и новые методики оценки работы специализированных организаций, обслуживающих ВДГО. Все эти задачи требуют разработки новых методик, алгоритмов и решений.

Рис. 2. График изменения числа взрывов природного газа в России в жилом секторе в период 2003–2012 гг.

В последнее время на территории Российской Федерации участились случаи взрывов газовоздушной смеси в жилых домах. По данным ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в 2011 году в РФ произошло 389 случаев с использованием газа в быту. Общее число пострадавших составило 665 человек, из них 296 со смертельным исходом.

По данным ОАО «Росгазификация», ежегодно в жилом секторе происходит более 230 происшествий, связанных с использованием газа в быту. При этом в среднем погибают 130 человек (80 % — в результате отравления оксидом углерода, 20 % — в результате взрывов газовоздушной смеси и пожаров).

В причинах трагедий немаловажную роль играет эксплуатация морально и физически изношенного внутридомового газового оборудования и газопроводов, отработавших нормативный срок службы 30 и более лет.

Износ внутридомового газового оборудования по приблизительным оценкам составляет 70–75 %.

Усугубляет проблему еще и тот факт, что эксплуатация и строительство внутридомовых газовых систем выведена из-под контроля органов Ростехнадзора.

Рис. 3. Последствия взрывов природного газа в многоквартирных домах, произошедших на территории РФ за период 2012 -2018 гг.

Как видно, взрывы природного газа сопровождаются тяжелыми последствиями: многочисленные человеческие жертвы, полное уничтожение имущества и целых секций жилых зданий.

Как считают специалисты, системные причины аварий обусловлены, принятием в 1990-х — начале 2000-х годов ряда нормативных документов, которые разрушили систему технического строительного контроля на ВДГО.

Начало процесса разрушения можно отнести к 1992–1994 году (массовая приватизация в России). внутридомового газового оборудования, находившееся на балансе газораспределительных организаций (далее — ГРО), в основном перешло в имущественный комплекс муниципального образования.

После данных событий история развивалась не в лучшую сторону, а именно:

‒ 1994 год: принято решение о создании жилищных инспекций, которые должны были контролировать безопасность предоставления коммунальных услуг. Результат — по существу безопасностью внутридомового газового оборудования созданный орган практически не занимался.

‒ 1997 год: принят ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Результат — газовое оборудование МКД исключено из списка опасных производственных объектов и тем самым ушло из под контроля Ростехнадзора.

‒ 2003 год: введены: «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления». Результат — государство практически сняло с себя ответственность за безопасность внутридомового газового оборудования в МКД, поскольку действие данных правил не распространялось на газовое оборудование жилых зданий.

‒ 2005 год: вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, дающий право управляющим компаниям МКД заключать договора со специализированными организациями на обслуживание внутридомового газового оборудования, либо оставить инженерные сети на самообслуживании. Результат — деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования смогли заниматься организации, не имеющие соответствующего опыта и квалификации.

‒ 2006 год: решением Федеральной службы по тарифам затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования стали изыматься из розничной цены на газ, а техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения проводилось только по заявкам жильцов и за отдельную плату. Результат — сознательные жильцы производят обслуживание, но без участия других жильцов МКД всё равно подвержены опасности.

Предпосылки аварий на сетях ВДГО: неосторожное обращение с газовым оборудованием; несанкционированное подключение, переустройство ВДГО; перепланировки помещений без согласования; ненадлежащее содержание дымоходов и вентканалов; использование неисправного газового оборудования; устаревшие внутридомовые газовые сети.

Рис. 4. Причины несчастных случаев, при использовании газа в МКД

Несмотря на то, что газ в системе газоснабжения МКД находится под малым давлением (до 1,5–2,0 кПа), при наличии неплотностей в трубопроводах, кранах и газоиспользующего оборудования происходят его утечки. Поэтому одним из главных эксплуатационных требований является обеспечение плотности данной системы, т. е. при обслуживании исключать возможность утечки газа на всех участках внутри МКД.

Чаще всего утечки газа происходят через неплотные сварные и резьбовые соединения трубопроводов; через пустоты (каверны), образовавшиеся в результате коррозии металла; в трубах, задвижках, фитингах, имеющих брак; на трубопроводах, поврежденных при ремонте смежных инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения; через краны газовых плит и устройства газовой автоматики водонагревателей.

На ВДГО наибольшее количество утечек происходит через неисправные запорные краны. Наблюдаются утечки в резьбовых соединениях, на вводах в здания.

Большое количество утечек газа через пробочные краны обусловлено низким качеством последних: качественных характеристик применяемого металла, из которого изготовлены детали крана, плохой обработкой и притиркой поверхностей пробки и корпуса, конструктивными недостатками натяга пробки. Чтобы заранее предотвратить утечки, часто очень сильно перетягивают пробку с помощью натяжной гайки, вследствие чего происходит в большинстве случаев обрыв резьбы хвостовика.

Утечки через резьбовые соединения возникают при дефектах монтажа: несоответствии диаметра и длины резьб требуемым размерам, плохом качестве уплотнительного материала. Нарушение плотности резьбовых соединений может быть вызвано дополнительными нагрузками, например, при отрыве стен (перегородок) от поверхности пола (потолка), на которых прокладывается газопровод.

В плитах утечки газа чаще всего наблюдаются в механизмах крановой группы. Кроме вышеизложенных конструктивных особенностей, присущих пробочным кранам, в данном случае большое влияние на плотность оказывают качество смазки, условия ее нанесения на трущиеся поверхности и работа при длительном нагреве крана.

В быстродействующих проточных водонагревателях большое количество всех утечек происходит через пробку блок-крана, а в емкостных (накопительных) водонагревателях происходит через электромагнитный клапан.

Кроме того, большая вероятность утечки газа через гибкую подводку к газоиспользуемому оборудованию (микротрещины газовых шлангов, точечная сквозная коррозия металлических гофрированных труб).

При утечке газа в помещении образуется опасная газовоздушная смесь, которая при малейшей искре может взорваться и вызвать серьезные разрушения вплоть до человеческих смертей. Утечка газа или неполное сгорание ввиду могут вызвать отравление людей, особенно при плохой вентиляции и неправильном режиме сжигания газа (малый расход поступаемого кислорода при большой подаче газа).

Таблица 1

Нормативные документы по обследованию иремонту ВДГО

Наименование документа
1

Требование к газовой безопасности

9 ноября Государственная дума РФ во втором чтении приняла законопроект Минстроя РФ об ужесточении ответственности за нарушение требований к газовой безопасности. На сколько Минстрой РФ предлагает увеличить штраф и за что штрафовать, расскажем сегодня.

Управляющие компании будут наказывать за нарушение требований к содержанию и использованию газового оборудования

Параллельно с подготовкой к Всероссийскому параду коммунальной техники, который состоится 26 ноября, Минстрой РФ продолжает бороться за грамотное обращение с газовым оборудованием. Позавчера мы рассказывали о том, что планируется уточнить требования к организациям, проверяющим газовое оборудование в МКД.

Вчера стало известно, что скоро примут новые штрафы для физических и юридических лиц, нарушающих правила обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

То, что ответственность за подобные правонарушения будет пересмотрена, стало понятно уже давно. А принятие законопроекта во втором чтении произошло через три дня после трагедии в Иванове, в результате которой погибли 6 человек, в том числе ребёнок. По предварительным данным, причиной аварии стал взрыв газового котла в жилом доме.

Минстрой РФ: будут уточнены требования к организациям, проверяющим газовое оборудование

Требования к газовой безопасности

Главу 9 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, Минстрой РФ предлагает дополнить ст. 9.22.

Таким образом, появятся новые штрафы за нарушение требований обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Напомним, что сейчас максимальный штраф, который можно получить за подобные правонарушения, составляет всего 1 000 рублей.

Для граждан, нарушивших правила безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению, будет установлен штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц штраф будет выше – от 5 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 40 000 до 100 000 рублей.

Рецидивисты должны быть готовы заплатить штраф в двойном размере: гражданам за повторное правонарушение грозит штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от одного года до трёх лет. Для юридических лиц кроме штрафа в размере от 80 000 до 200 000 рублей законопроектом предусмотрено административное приостановление деятельности до 90 суток.

Читайте также:  Просели кольца сливной ямы: причины и способы решения проблемы

Под нарушением требований обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению Минстрой РФ понимает:

  • нарушение требований выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования;
  • уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования;
  • отказ в допуске представителя профильной организации для проведения работ по техобслуживанию и ремонту газового оборудования (если было уведомление о проведении таких работ);
  • уклонение от замены оборудования, входящего в состав газового оборудования, или заключения договора о техническом диагностировании такого оборудования.

Если подобные действия приведут к аварии и возникнет угроза причинения вреда жизни или здоровью людей, нужно готовиться к более серьёзным административным штрафам. Граждане заплатят от 10 000 до 30 000 рублей, должностные лица – от 50 000 до 100 000, а юридические лица – от 100 000 до 400 000 рублей.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Комментарий Минстроя РФ

Михаил Мень, глава Минстроя РФ, рассказал, что инициатива ведомства «касается, в том числе, вентиляционного оборудования в жилых помещениях». По его словам, часто несчастные случаи происходят как раз из-за того, что нарушена работа вентиляционного оборудования. Поэтому для усиления контроля планируется ужесточить ответственность за нарушение работоспособности вентиляционных шахт.

Более того, министр поручил Андрею Чибису, своему заместителю и главному жилищному инспектору, организовать проверку выполнения требований обслуживания вентиляционных шахт.

ГЖИ будут проверять наличие договора на обслуживание газового оборудования, включая вентиляционные шахты, со специализированными организациями и факт проведения таких проверок.

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов, их очистка производится при:

  • приёмке этих каналов в эксплуатацию, при газификации здания или подключении нового газового оборудования;
  • переустройстве и ремонте каналов;
  • периодической проверке каналов – не реже 3 раз в год (за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона);
  • отсутствии тяги.

Сотрудники управляющих организаций отмечают, что проверки ГЖИ уже начались. Правда, проводятся они не сказать что тщательно: сотрудники государственной жилищной инспекции ходят по квартирам собственников и через дверь интересуются, работает ли у них вентиляция.

И все же рекомендуем подготовиться к проверке, чтобы не попасть под штрафы.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь!

В госдуме пройдет широкое обсуждение вопроса обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции во вторник, 23 мая, провел рабочее совещание по проблеме безопасного использования газового оборудования в жилых домах и обращения с системной газоснабжения при проведении ремонтных работ.

Участники дискуссии – представители профильных комитетов по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, Генпрокуратуры, МЧС, «Газпрома» — отметили отсутствие слаженной системы технического надзора над использованием газового оборудования, подчеркнули необходимость лицензирования организаций техобслуживания и важность проработки еще целого ряда вопросов, которые помогут обезопасить граждан. После проработки этих вопросов депутатами «ЕДИНОЙ РОССИИ» в регионах они будут вынесены на масштабное парламентское обсуждение. 

Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции подчеркнул Василий Пискарев важность разговора: «Всех нас не мог не взволновать взрыв бытового газа в Волгограде, что привело к гибели людей и разрушению четырехэтажного дома.

Мы проанализировали ситуацию за предыдущие годы, она непростая. В такого рода чрезвычайных ситуациях погибло 124 человека и пострадало 633.

География происшествий очень обширная: Липецкая, Ярославская, Рязанская, Волгоградская, Омская, Саратовская, Челябинская, Ивановская области, Санкт-Петербург, Симферополь, Дагестан, Башкортостан, Красноярский и Хабаровский края». 

Он добавил, что «взрывы бытового газа в этих регионах произошли в следствии нарушений как при эксплуатации внутридомового газового оборудования, так и внутриквартирного газового оборудования».

Пискарев напомнил, что учитывая развитие ситуации, в конце прошлого года Государственная Дума приняла изменения статьи 9.

23 КоАП, которые усилили ответственность за нарушение правил эксплуатации газового оборудования для юридических, должностных лиц и граждан. 

«На сегодня ситуация меняется, но меняется не очень быстро.

Поэтому мы полагаем, что будет правильно, если мы, депутаты, у себя в территориях разберемся, какие проблемы есть у каждого субъекта Федерации, почему они возникли, какие варианты их решения существуют и в итоге выйдем на широкое общественное обсуждение с представителями всех заинтересованных сторон и найдем причину таких происшествий и решение, которое обезопасит наших граждан и минимизирует число трагических ситуаций», — заявил парламентарий. 

В свою очередь, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Васильев выразил благодарность за организованную дискуссию.

«Приняты законодательные изменения, но очевидно, что их недостаточно. Хотелось бы услышать специалистов, как они оценивают ситуацию, как анализируют последствия.

А также просьба сформулировать предложения, при дальнейшей работе мы могли бы опереться на них», — заметил он. 

По данным начальника правового управления Генпрокуратуры РФ Владимира Макарова, одна из причин взрывов бытового газа – это отсутствие договоров на проведение ремонтных и профилактических работ газового оборудования управляющих компаний и товариществ собственников жилья с организациями технического (аварийно-диспетчерского) обслуживания. Таким образом, оборудование, срок эксплуатации которого истек, не диагностируется, а сама эксплуатация и монтаж газового оборудования проходят с нарушениями. Также региональные органы надзора фиксируют ненадлежащее исполнение полномочий региональными контролирующими организациями, в том числе жилищными инспекциями, в сфере газового обслуживания. 

Руководитель департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России – главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Сергей Кададов отметил в целом отсутствие слаженной системы технического надзора над использованием газового оборудования («система обслуживания вошла в свободный рыночный процесс – кто хочет, тот этим и занимается»), а также ответственности собственников за эксплуатацию. Он подчеркнул важность профилактических работ при эксплуатации газового оборудования. Они помогут нивелировать и человеческий, и технологический факторы, которые приводят к авариям при неправильной эксплуатации плит и нарушении сроков эксплуатации, утечках газа и проведении разного рода ремонтов. 

Кададов сообщил, что МЧС разработало типовой план, призванный снизить риски – этот документ приняли и реализуют уже почти во всех субъектах РФ: проводится информирование детей и взрослых, совместно со службой участковых выявляются группы риска (многодетные семьи, граждане, ведущие асоциальный образ жизни), выявляются дома, где проводится некачественное обслуживание или не проводится вовсе. 

Эти оперативные меры привели к незначительному спаду происшествий, заметил эксперт, однако ситуация по-прежнему серьезна. «Считаем, что законодатель со своей стороны должен сказать слово.

В прошлом году МЧС подготовило проект изменений 294 закона, предложили изменить периодичность проверок газового хозяйства – сделать их раз в год перед началом отопительного сезона.

Сейчас законопроект проходит согласование», — рассказал он. 

Комментируя выступления представительств ведомств, Владимир Васильев предложил проработать все предложения с законодательными собраниями. «У нас есть фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в законодательных собраниях. Депутаты готовы будут поддержать предложения, которые обоснованы и выполнимы.

Вы сказали, что готовится законопроект. Мы готовы работать над ним вместе. Ждать нельзя, принимать решение нужно было еще вчера. Вы правы, когда говорите, что нет системы контроля, нет системы ответственности ни потребителя, ни официальных служб. Людям некуда обращаться.

Правоотношения необходимо урегулировать», — подчеркнул он. 

В частности, регулирование должно распространиться на сферу лицензирования организаций, обслуживающих газовое оборудование, считает заместитель Председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.

«Должна быть квалификация, наличие аварийного оборудования. Сегодня же у нас в этой сфере образовался вакуум, и приходят организации, которые ничего не делают, ничего не проверяют. Тогда можно будет требовать и жестко контролировать», — подчеркнул он.

 

Необходимость лицензирования организаций, обслуживающих газовое оборудование, отметили и другие участники совещания: за этим стоит безопасность людей. При этом они указали, что дополнительной нагрузкой на тариф нововведение не явится – оно вполне уложится в существующее тарифное регулирование. 

Председатель комитета по энергетике Павел Завальный призвал рассмотреть проблему с нескольких сторон: создания единой системы техобслуживания и техрегламента, исправности оборудования, контроля, ответственности граждан и так далее. «Нужно выработать рекомендации, комплексную «дорожную карту» и исполнить их, прийти к системным решениям», — заявил он. 

Разработка предложений ведомств будет идти до масштабного обсуждения, которое инициирует комитет по безопасности и противодействию коррупции.

К работе будут привлечены как Генпрокуратура, МЧС и «Газпром», так и Минстрой, организации ЖКХ и представители региональной власти, которые представят свой взгляд на вопросы межведомственного взаимодействия и правового регулирования сферы обслуживания газового оборудования.

Дискуссия с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и структур – парламентские слушания или круглый стол – пройдет до августовских парламентских каникул.

Ссылка на источник: http://www.er-duma.ru/news/v-gosdume-proydet-shirokoe-obsuzhdenie-voprosa-obespecheniya-bezopasnoy-ekspluatatsii-gazovogo-oboru/

Проблемы и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при использовании внутридомового газового оборудования (ВДГО)

Использование природного газа в бытовых условиях требует жесткого соблюдения правил безопасности по эксплуатации газового оборудования не только со стороны коммунальных служб, но и конечных потребителей – жителей домовых хозяйств.

Ежегодно аварии на этих объектах уносят сотни человеческих жизней.

Многие эксперты полагают, что одной из самых главных причин подобной ситуации, является недостаточный контроль со стороны надзорных государственных органов над газовым оборудованием, которое размещено внутри домов.

Технические инциденты, связанные с внутридомовым газовым оборудованием (ВДГО, — ред.), усугубляются еще и тем, что, как правило, в момент их возникновения, происходит утечка газа, который в определенных количествах, смешиваясь с воздухом, превращается в опасные смеси. Они-то и провоцируют взрывы, пожары и, как следствие, обрушение жилых домовых конструкций.

В подобных случаях источником подобных событий могут являться большое количество людей. Каждый жилец в отдельности может быть причиной аварии.

Статистические данные подтверждают масштабность чрезвычайных происшествий, вызванных нарушением правил эксплуатации ВДГО, причем их количество значительно превышает аналогичные случаи в промышленности, а также энергетической и транспортной инфраструктуре.

Частота и периодичность аварий с бытовым газом в домовых хозяйствах являются следствием катастрофического уровня технического состояния жилого фонда, который, в большей части, формировался в советский период.

Читайте также:  Ремонт амортизаторов стиральной машины: подробный инструктаж

Второй причиной, имеющей отношение к большому количеству чрезвычайных ситуаций при эксплуатации ВДГО, является отсутствие ответственности и безграмотность жителей, пользующихся газом.

Кроме того, обеспечение безопасности в этой сфере во многом зависит и от совершенствования профильного законодательства и нормативного регламента.

Именно в плоскости права, регулирующего принципы взаимоотношений между газовым поставщиком, организацией, эксплуатирующей газораспределительную сеть, и конечным потребителем, находится решение этой проблемы.

Вопросы безопасности эксплуатации ВДГУ поднимались и на заседаниях российского правительства, куда приглашались руководители таких государственных структур и ведомств, как Ростехнадзор, Министерство энергетики, ФСТ, ФАС, МЧС, Минэкономразвития, а также представители организаций, входящих в холдинг ОАО «Газпром». На одном из совещаний были выработаны конкретные предложения по безопасности эксплуатации ВДГО. Изначально, рассматривалась сама проблематика обсуждаемой темы, а именно:

  • Проведение работы по исследованию существующей законодательной и нормативной базы, регулирующей поставку газа конечным потребителям;
  • Оценка действующих норм потребления газа по регионам Российской Федерации;
  • Анализ проблем строительства новых мощностей, реконструкции старых и эксплуатации газового оборудования в домовых объектах.
  • Все стороны пришли к однозначному выводу, что технический регламент в этой области устарел и требует изменений и дополнений. Более того, техническая документация на газовое оборудование, используемое в домах, практически не затрагивает вопросов безопасности, а касается лишь его подготовки и эксплуатации.

    Предложения в сфере ВДГО были формализованы в отдельном документе, который предусматривал выполнение следующих этапов работ:

    • внесение газового оборудования, используемого в домовых хозяйствах, на федеральном законодательном уровне в перечень особо опасных производственных объектов;
    • создание государственной структуры, отвечающей за безопасную эксплуатацию ВДГО;
    • формирование нормативных мер по созданию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельца газового оборудования (в случае нанесения вреда имуществу, здоровью и жизни третьих лиц).
    • проведение планового обследования и инвентаризационной описи ВДГО, находящегося на балансе;
    • создание документа, регламентирующего диагностическую деятельность газового оборудования, работающего в домовых хозяйствах;
    • формирование системы финансирования нового оборудования и реконструкции действующего;
    • создание экономических стимулов, способствующих мотивации населения к заключению договоров на обслуживание газового оборудования;
    • поиск источников финансирования работ по техническому обслуживанию ВДГО;
    • разработка нормативных требований к предприятиям, которые будут обеспечивать техобслуживание газовых объектов в домовых хозяйствах;
    • повышение информированности жителей регионов о безопасной системе эксплуатации внутридомового газового оборудования;
    • введение ограничительных мер для пользователей, игнорирующих заключение с профильными предприятиями контрактов на ТО ВДГО;
    • разработка предложений по внесению изменений в проектные решения внутридомовой, особенно в многоквартирных объектах, инфраструктурной газовой сети, а также создание механизма подачи (или прекращения) бытового газа абоненту без ущерба для других пользователей. Система управления газовым потока (вкл.выкл.) в новых проектах должна быть расположена в изолированном помещении;
    • создание механизма перехода на электрическое снабжение в случае угрозы аварий при эксплуатации газового оборудования;
    • обеспечение автоматизированными системами безопасности, отключающими подачу газа, в местах массового использования ВДГО.

    Многие задачи, поставленные в этом документе, уже решены или находятся в стадии разработки. Специализированное предприятие ОАО «Гипрониигаз», профессионально занимающееся подобной проблематикой, внес существенные изменения в нормативный регламент этой сферы деятельности.

    На заседании правительства, где рассматривалась проблема безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, также были подняты следующие вопросы, вошедшие в соответствующий документ:

    • формирование правительственного плана по реформированию этой сферы;
    • включение в структуру тарифа расходов на аварийное диспетчирование;
    • разработка методических рекомендаций по формированию реальной стоимости технического обслуживания газового оборудования;
    • подготовка нормативных правил, требований, регламентов и законодательных мер, регулирующих профильную сферу деятельности.

    Обеспечение безопасной эксплуатации газового оборудования

    Важнейшую роль в безопасной эксплуатации газового комплекса в многоквартирных и жилых домах в целом играет своевременное и качественное обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

    А.Б. Мачулин, генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис»

    А.С. Качелин, канд. экон. наук, руководитель Аналитического центра ООО «Промгазэнергосервис»

    В этой статье вы прочитаете:

    • Как обеспечить безопасную эксплуатацию газового оборудования
    • Проблемы эксплуатации сетей газопотребления и газораспределения

    Проблема безопасной эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах набирает актуальность.

    Опора на рыночные механизмы в жилищно-коммунальной сфере наряду с несовершенством законодательства оборачивается потерями и для граждан, и для организаций, работающих на этом рынке.

    Предлагаем вниманию читателей два взгляда на проблему изнутри — с позиций газоснабжающей и обслуживающей газовое оборудование организаций.

    Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

    • Для управляющих организаций

    Безопасная эксплуатация газового оборудования: действующее законодательство

    При эксплуатации сетей газопотребления собственники или наниматели жилых помещений организуют постоянный контроль и поддерживают сеть в исправном состоянии.

    Основные требования к безопасной эксплуатации газового оборудования зданий прописаны в Жилищном и Гражданском кодексах РФ. Исходя из них формируются иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов, в т. ч.

    устанавливающие требования к системам, процессам, исполнителям и потребителям при обеспечении безопасного и постоянного газоснабжения.

    С переходом от государственного регулирования к рыночным отношениям многие институты власти и хозяйствующие субъекты оказались не готовы в новых условиях определить порядок и организовать безопасную эксплуатацию систем газопотребления в многоквартирных и жилых домах.

    • Фильтрующие нетканые материалы для очистки воды

    Наглядный пример — вступившие в действие с 1 июня 2013 г. Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв.

    постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — Правила № 410).

    Они регламентируют отношения между владельцами квартир и теми, кто обслуживает газовое оборудование.

    Правила № 410 направлены на обязательное обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее — ВДГО, ВКГО) как со стороны заказчика, так и со стороны газораспределительной организации (далее — ГРО) и специализированной организации (далее — СО). На сегодня мы имеем документ, который прописывает:

    • требования к организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в т. ч. обязательный минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
    • требования к лицам, имеющим право на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
    • порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее — договор);
    • права, обязанности и ответственность сторон договора — заказчика и исполнителя соответствующих работ (услуг) по договору;
    • порядок расчетов по договору;
    • порядок и условия приостановления подачи газа, в т. ч. случаи, когда исполнитель обязан приостановить подачу газа, а когда вправе осуществить указанные действия по собственному усмотрению — как с предварительным уведомлением заказчика, так и без этой процедуры.

    Вместе с тем действующие Правила № 410 наделили исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене ВДГО и (или) ВКГО только ГРО.

    Газораспределительная организация занимается транспортировкой газа по договору с поставщиком газа.

    Рынок оказался монополизирован в интересах одного хозяйствующего субъекта, так как нет четкого определения, что подразумевается под термином «специализированная организация».

    • Регулирование тепловой энергии: об изменениях на рынке

    Верховный Суд РФ признал недействующими пп. 2, 6, 7, 10, 24–30, 32, 34–36, 80 Правил № 410, монополизирующие техническое обслуживание, ремонт, замену ВДГО и ВКГО газораспределительными организациями (решение Верховного Суда РФ от 10.12.2013 по делу № АКПИ 13–826).

    Вступившее в законную силу судебное решение в соответствии со ст.

    13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.

    Оно подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    Причины аварийности

    В то время как федеральные органы исполнительной власти второй год из-за бюрократических проволочек или лоббирования интересов крупного хозяйствующего субъекта не могут привести Правила № 410 в соответствие с действующим законодательством, в стране растет количество несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту, из-за ненадлежащего технического состояния ВДГО и ВКГО.

    Невыполнение требований нормативных правовых актов при организации предоставления коммунальной услуги по газоснабжению лежит в основе аварийности.

    Одно из условий предоставления коммунальной услуги по газоснабжению — заключение договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО. В нем устанавливаются обязанности сторон, в т. ч.:

    • порядок доступа в квартиры к ВДГО и ВКГО;
    • перечень действий при проведении технического обслуживания и ремонта.

    Исполнение договоров сторонами позволяет поддерживать газовое оборудование в исправном состоянии и значительно снижает аварийность.

    Требования к заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО подробно изложены в Правилах № 410. Но на практике возникают некоторые нестыковки.

    При заключении договора на техническое обслуживание ВДГО границы имущественной ответственности следует определять от крана на вводе, включая изолирующий фланец. Они относятся к сети газораспределения.

    А кран на отпуске — к ВДГО (общедомовому имуществу).

    Проблемы заключения договоров на техническое обслуживание

    Остается проблематичным обеспечение доступа к ВДГО и ВКГО специалистов ГРО и СО собственниками, нанимателями. Значительные препятствия возникают при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт ВКГО с собственниками, которые являются заказчиками услуги.

    Заказчики самостоятельно договор на техническое обслуживание и ремонт ВКГО не заключают, а полномочия для заключения договора управляющим организациям, товариществам собственников жилья и кооперативу не делегируют. В отсутствие договора на техническое обслуживание ВКГО специалисты ГРО или СО не могут получить доступ к ВКГО для его технического обслуживания и ремонта.

    • Внедрение ГИС ЖКХ: официальная информация

    Для побуждения заказчика заключить договор на техническое обслуживание ВКГО или делегировать полномочия управляющей организации, ТСЖ, ЖСК необходимо осуществлять настойчивую, активную агитацию, применять административное воздействие. В том числе и к упомянутым организациям, сотрудники которых сами порой создают барьеры для работы.

    Правилами № 410 в соответствии с Гражданским кодексом РФ предусмотрен порядок заключения договора путем направления оферты. В действующей редакции п. 30 Правил № 410 требует уточнения, так как ограничивает права СО, предоставленные Гражданским кодексом РФ. Это отмечено в решении Верховного Суда РФ от 10.12.2013 по делу № АКПИ 13–826.

    Специализированные организации и ГРО имеют право самостоятельно или с помощью третьих лиц направить оферту (публичную оферту) с использованием платежного документа (ЕПД). Применение данной нормы значительно упрощает документооборот, снижает затраты. Определяются собственники, которые не заключили договор на техническое обслуживание ВКГО.

    •  Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»
    •  Форма обучения: заочная.
    •  Продолжительность: 72 часа.
    •  Выдается удостоверение установленного образца.
    •  Получить бесплатный доступ >>

    Значение технического обслуживания

    Почему для безопасной эксплуатации газового оборудования так важны техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО?

    К основным видам деятельности при эксплуатации системы газопотребления многоквартирных и жилых домов относятся:

    • техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО;
    • текущий и капитальный ремонт, замена газоиспользующего оборудования;
    • аварийно-диспетчерское обслуживание аварийно-диспетчерской службой ГРО;
    • диагностика ВДГО и ВКГО;
    • техническое обслуживание и ремонт вентканалов и дымоходов.

    Пробелы в терминологии ставят под угрозу обеспечение безопасности.

    Благодаря техническому обслуживанию и ремонту выявляются технические и социальные риски, степень влияния человека в конкретной квартире на безопасность всего дома. Большая часть выявленных несоответствий (рисков) устраняется сразу при обнаружении — в первую очередь утечки газа, отключается неисправное ВДГО или ВКГО.

    Читайте также:  Топ-10 лучших пылесосов scarlett: рейтинг моделей и советы по выбору

    О необходимости законодательных изменений

    К общепринятым рискам — техническим, человеческому фактору, социальным, экономическим и экологическим — за последние три года прибавились риски нормативно-правового характера и управленческие.

    В период формирования рынка услуг ГРО являлись фактически монополистами. Это давало возможность сокрытия реального неудовлетворительного состояния сетей газопотребления жилых зданий. Не уделялось должного внимания капитальному ремонту и замене оборудования.

    Значительный упор делался на наличие в ГРО аварийно-диспетчерской службы (АДС). Работа АДС ГРО строится по уже случившимся событиям, как правило — утечкам газа.

    Техническое же обслуживание организуется на упреждении инцидентов и аварий методом визуального и технического контроля состояния ВДГО и ВКГО.

    • Эксплуатация апартаментов: правовой режим

    Правила № 410 имеют целый ряд необоснованных требований, подлежащих корректировке. Решением Верховного Суда РФ, вступившим в законную силу 10 января 2014 г., предписывалось внести изменения в определенные статьи Правил № 410. Прошло более двух лет, а изменений нет до сих пор.

    Федеральный закон от 31.03.1999 № 69‑ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69‑ФЗ) не регулирует деятельность организаций по техническому обслуживанию и ремонту опасных производственных объектов.

    Он определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

    ПоложенияЗакона № 69‑ФЗ основываются на положениях Конституции РФ, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время предпринимается очередная попытка внести в него изменения, направленные на монополизацию рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО.

    А самый главный вопрос — что же подразумевается под «специализированной организацией» — на сегодняшний день открыт. И заинтересованный федеральный орган исполнительной власти в лице Минстроя России не стремится урегулировать его законодательно.

    Сам термин «специализированная организация» имеет две составляющие:

    • техническую — специализация по определенному виду деятельности, в данном случае — техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО;
    • экономическую — в объеме валового продукта. Объем дохода от технического обслуживания и ремонта может исчисляться в процентах от валового продукта. При государственном регулировании применялась норма 30–35% от ВП.

    Росстандарт термин «специализированная организация» не стандартизировал. Министерство экономического развития РФ в условиях конкуренции экономическую составляющую по этому виду деятельности не рассматривает.

  • Учитывая действующие нормы права и основываясь на практике применения научных исследований, предлагаем закрепить в Правилах № 410 термин «специализированная организация» с формулировкой:
  • специализированная организация — это юридическое лицо, основной вид деятельности которого — техническое обслуживание и ремонт ВДГО и (или) ВКГО, имеющая обученный персонал, направившая уведомление в государственную жилищную инспекцию о начале деятельности и заключившая договор на аварийно-диспетчерское обслуживание.
  • Исходя из анализа состояния эксплуатации систем газопотребления в многоквартирных и жилых домах, законов и подзаконных актов, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов, и их исполнения, готовности общества к обеспечению собственной безопасности, необходимо определить первоочередные действия по снижению аварийности, а именно внести изменения в законодательные и нормативно-правовые акты:
    • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
    • Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;
    • КоАП РФ — «Об усилении ответственности юридических и физических лиц»;
    • постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО» и Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные данным постановлением.
    • Исполнителю коммунальной услуги следует организовать заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО между собственниками и специализированной организацией (СО), ГРО.
    • Ограничивать поставку газа собственникам газифицированных квартир, не заключившим договор и не обеспечившим проведение технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО, — ГЖИ должна направлять предписание.
    • Выявленные нарушения эксплуатации ВДГО и ВКГО (риски) устранять в установленные сроки путем проведения текущего ремонта, замены оборудования, вплоть до ограничения поставки газа (коммунальной услуги).

    Газоиспользующее оборудование с истекшим сроком службы и имеющее существенные недостатки отключать от сети газопотребления. Собственникам жилья, в т. ч. муниципального, обеспечить замену плит, водонагревателей, отопительных котлов.

    В субъектах РФ утвердить планы капитального ремонта ВДГО до 2026 г. и перспективного до 2038 г. с учетом фактического состояния сети газопотребления многоквартирного дома и перспективы развития территории и установить контроль за его исполнением, в т. ч. и целевым освоением денежных средств собственников на капитальный ремонт.

  • Обеспечить меры по снижению негативного влияния лиц, находящихся в зоне социального риска, проживающих в газифицированных многоквартирных домах.
  • ФАС России принимать действенные меры к недопущению ограничения конкуренции при организации технического обслуживания и ремонта ВДГО и ВКГО в субъектах РФ.
  • Рекомендовать федеральным, региональным и муниципальным СМИ освещать как причины аварий, так и положительный опыт эксплуатации ВДГО и ВКГО.
    • Плата за загрязнение окружающей среды-2016
    • Органам местного самоуправления целесообразно рассмотреть возможность установки наружной рекламы в районах газифицированных многоквартирных и жилых домов.
    • В системе высшего и среднего специального образования необходимо актуализировать программы подготовки кадров в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

    Перечисленные мероприятия максимально обеспечат безопасность эксплуатации сетей газопотребления и проживания в жилых зданиях. Они требуют слаженной работы органов местного самоуправления, управляющих организаций, ТСЖ, кооперативов, советов собственников многоквартирных домов, ГРО и СО.

    Только совместными усилиями можно обеспечить собственную безопасность.

    Правила эксплуатации газового оборудования в жилых домах: меры и нормы безопасного использования!

    Опубликовано 16.10.2019 16:44

    Газ широко применяется в производстве многочисленных полимерных изделий, служит поставщиком энергии для отопления коммерческих объектов. Мы постоянно сталкиваемся в быту с его использованием, потому соблюдать правила эксплуатации газового оборудования в жилых домах очень важно.

    В обязанности собственников жилья входит необходимость проверять вентиляцию и дымоход, а также организовать доступ в помещение, где установлено оборудование, принадлежащее местной структуре ГорГаза.

    Общие требования к эксплуатации газовых приборов:

    • если в помещении появился запах газа, пользование приборами нужно срочно перекрыть кран, открыть окно, покинуть загазованное помещение и вызвать газовую аварийную спецслужбу (запрещено курить, включать освещение(!) и прочие электроприборы);
    • запрещено самостоятельно и без разрешительных документов газифицировать дома, ремонтировать газовое оборудование;
    • недопустимо заклеивание вентиляционных каналов, карманов и «люков» для чистки дымоходов, переносить или «замуровывать» вентиляционные системы;
    • запрещено эксплуатировать газовое оборудование при закрытых окнах, отсутствии вентиляции, а также тяги в дымоходе;
    • категорически запрещено пользоваться оборудованием детям до 14 лет, лицам в состоянии алкогольного опьянения, недееспособным, не ознакомившимся с правилами эксплуатации газовыми приборами;
    • оставлять без присмотра работающие приборы;
    • недопустимо нагружать газопровод (крепить к нему веревки для сушки белья).
    • Требования к эксплуатации газовой плиты
    • Прежде чем пользоваться газовой плитой, следует ознакомиться с правилами ее безопасной эксплуатации.
      • помещение, в котором готовится еда, должно хорошо проветриваться;
      • работа плиты должна всегда контролироваться (запрещено оставлять открытое пламя без присмотра);
      • после окончания эксплуатации обязательно перекрыть подачу газа;
      • перед началом использования оборудования, следует поднести источник пламени к конфорке и только после включить подачу голубого топлива;
      • эксплуатацию оборудования следует прекратить, если: пламя виднеется не во всех отверстиях, цвет огня отличается от голубовато-фиолетового, наблюдаются отрывы языков пламени.
      • перед использованием прибора нужно убедиться в наличии тяги (проверка осуществляется зажженной спичкой);
      • предварительно обязательно открыть форточку;
      • после того, как колонка включена, снова нужно убедиться в наличии тяги;
      • контролировать температуру воды;
      • не следует запускать систему без необходимости;
      • запрещено допускать к оборудованию детей и необученных людей.
      • во время работы оборудования форточка должна быть открытой;
      • перед тем как разжечь котел, нужно открыть шибер-заслонку дымохода;
      • перед розжигом проверяйте тягу;
      • регулярно проверяйте дымоход (разрушение кладки, обмерзание и попадание посторонних предметов могут снизить тягу).
      • следить за чистотой вентиляции;
      • перед тем, как приступать к приготовлению пищи проветривать помещение;
      • не устанавливать вплотную к плите легковоспламеняющуюся мебель.

    Категорически запрещено самостоятельно искать источник утечки. Если в помещении вы почувствовали запах газа, то первым делом нужно перекрыть подачу голубого топлива и отключить все электрические приборы.

    Срочно вызвать газовую аварийку или службу спасения. Предупредите соседей о сложившейся ситуации и покиньте помещение.

    Главные условия правильной эксплуатации газовой плиты:

    Регулярно следует проверять состояние газовой плиты (должен проводить специалист газовой службы). Запрещено проводить ремонт газовой плиты самостоятельно.

    • Нормы использования газовой колонки
    • Обязательным условием для установки оборудования является наличие вытяжки у потолка, что обеспечит беспрепятственный доступ воздуха в помещение.
    •    Условия правильной эксплуатации:

         При недостаточной тяге пользоваться колонкой запрещено. Нельзя пользоваться оборудованием и при обратной тяге.

    Недопустима герметизация помещения, где установлено оборудование. Нельзя оставлять газовый кран открытым, если запальная горелка не зажжена. Необходимо следить за проточным нагревателем с горящей горелкой.

    Обеспечение безопасной работы газового котла

    Запальник можно разжигать при наличии тяги в дымоходе. Когда он горит, следует открыть кран на главной горелке и зажечь его. Если пламя горелки погасло, прекратите подачу газа. Повторите все операции заново. После включения горелки нужно повторно проверить тягу.

    Эксплуатация газового котла с неисправной автоматикой запрещена. Чтобы предупредить попадание угарного газа в жилое помещение, нужно регулярно проверять вентиляцию для газового котла, каналы которой могут забиться сажей.

    Как правильно пользоваться газовым котлом оговорено в правилах безопасности, соблюдение которых обязательно для всех владельцев автономных систем отопления.

    Должны соблюдаться следующие условия:

         Не забывайте заблаговременно подготавливать оборудование для работы в холодное время года. Зимой, когда нередки резкие колебания температур, нужно внимательно следить за газовыми приборами, в которых для отвода продуктов сгорания используется дымоход.

  • Во время снегопада, дождя, тумана, сильного ветра тяга может исчезнуть или появится обратная тяга, что приводит к попаданию угарного газа в помещение и отравлению его жильцов.
  • Жильцы обязаны:
  •          Если в помещении появился запах газа, срочно перекрыть кран, открыть окна и вызвать аварийную службу.
  • Проверка газового оборудования
  •          Согласно требованиям жилищного кодекса, для предотвращения аварийных ситуаций, возможных утечек и выхода из строя газового оборудования, технические службы проводят регулярные проверки. Собственник жилья обязан обеспечить сотрудникам беспрепятственный доступ для изучения состояния приборов.

             Для безопасной эксплуатации газового оборудования, имеющегося в жилых домах, установлены нормы проверки. Газовые плиты нужно проверять каждые три года, котлы и водонагреватели раз в год. Неисправное и устаревшее оборудование необходимо своевременно менять.

             В связи с тем, что газ — это легковоспламеняющееся горючее вещество, к эксплуатации газовых приборов выдвигаются повышенные требования.

           Напоминаем!!! Согласно новым правилам, ответственность за состояние газового оборудования и вентиляцию лежит на собственниках и арендаторах жилых помещений также, как и обязанность заключать со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования

    На территории Каменского района таких организаций две:

    — Глубокинской участок филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов–на-Дону» в г. Миллерово, расположенный по адресу: р. п. Глубокий, ул. Подтелкова, д.3, тел: 8(863-65) 96-2-04;

    — ОАО «Каменскгаз» по адресу: р. п. Глубокий, пер. Семашко, д. 32, тел: 8(863-65)95-3-04; г. Каменск-Шахтинский, ул. Красная,48, тел: 8(863-65) 4 -27- 43.

    На один уровень выше

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Технические оборудование дома