Магистральный газопровод: нюансы проектирования и схемы строительства

Строительство газопровода – технологический процесс, включающий в себя несколько этапов. Существуют различные методы строительства, даже такой малоприменимый, как способ бестраншейной укладки.

Газопровод – это инженерное строение, необходимое для подачи газа к потенциальному пользователю. Строительство газопровода и распределительных сетей неотъемлемая часть процесса энерго и теплоснабжения, который необходим всем: от крупного предприятия, до обыкновенного жилого помещения.

Перед началом, необходимо выполнить проект строительства газопровода с нанесением на схему точного расположения газовой магистрали. Любая ошибка, может привести к утечке, а утечка – к взрыву. Тщательная предварительная подготовка обеспечивает качественное выполнение. Одна незначительная ошибка может повлечь за собой полный провал проекта, и серьезные финансовые потери.

Магистральные газопроводы используются для распространения газа на больших расстояниях. На всем длинном пути магистрали, должны быть расположены станции регулировки давления газа, которые поддерживают и регулируют его поток.

Чтобы газ достиг потребителя необходимо строительство газопровода ввода. Это участок от места присоединения к распределительному газопроводу до сооружения потребителя. Правда не всегда конечным пунктом является частный дом.

Зачастую газопровод оканчивается в потенциальном месте распределения газа между потребителями. Чтобы газ мог поступать практически в каждый дом необходимо строительство газопровода отвода.

Это распределительный канал между потенциальными пользователями природного газа.

В результате газификации конкретного региона, может быть произведено строительство газопроводов. Это два неотъемлемых компонента, составляющее единое целое.

Проектирование и строительство газопроводов – долгий процесс, вне зависимости от выбранного способа прокладки.

В конце газопровода, как правило, должны быть установлены станции распределения газа, которые служат регулятором, между пониженным и повышенным давлением, и дальнейшей транспортировкой газа к потенциальным потребителям.

Строительство газопровода высокого давления осуществляется соответствующими компаниями. Такие газопроводы имеют определенную охранную зону, рядом с ними запрещено строить дома.

  • Транспортировка газа, от станций к зданиям, выполняется исключительно с помощью газораспределительных сетей.
  • По месту назначения, сбор и установка выполняется строго в указанных рамках:
  • Газопровод и различные подземные коммуникационные системы обязаны находиться на расстоянии 20 см или больше;
  • Газопровод должен быть проложен в отдалённости от инженерных систем;
  • Футляры не должны находится в пределах пересечения, но вынесение возможно не более чем на 2 метра;
  • Концы футляров необходимо гидроизолировать.

Глубина закладки, исходя из установленных норм, не может быть меньше 80 см. Но, как заведено, подобные траншеи копают от одного метра и  глубже. Но главное требование – температура стенок трубы, она должна находиться в диапазоне 15 градусов. По нормам, повышенная температура – взрывоопасная ситуация, пониженная – сбои в давлении.

Подземная подача газа, может производиться по стальным или полиэтиленовым магистралям. Строительство полиэтиленовых газопроводов имеет следующие преимущества: совершенно не поддается ржавчине и низкая рыночная стоимость. Но использовать данный материал, к сожалению, не всегда разрешается. К примеру, использовать полиэтилен, для закладки подземного газопровода запрещено:

  • В поселениях, с давлением газа выше 0.3 МПа;
  • За пределами поселений, с нормой давления выше 0.6 МПа;
  • При нормальной температуре стенок газопровода (15 градусов).

Строительство газопроводов из полиэтиленовых труб — это не только выгодный экономический шаг, но и обеспечение подачи газа на долгосрочной основе.

Подземные магистрали укладываются следующим образом:

  • Рабочие производят предварительную разметку, с точным расположением всех углов, поворотов и т.д.;
  • Экскаватором, с обратной стороны лопаты, выкапывают необходимую траншею;
  • Далее, рабочие вручную выравнивают, и придают необходимую форму траншеи, убирают лишнюю землю;До начала работ, на участок привозят трубы;
  • Трубы внимательно осматриваются, на наличие пробоин и трещин;
  • Плети укладываются в траншею;
  • Производятся сварочные работы, с целью соединения труб;
  • Запускают газопровод (в испытательных целях, на проверку дефектов и неисправностей). Траншею засыпают, при необходимости, вновь асфальтируют.

До начала работ подготавливать траншею не разрешается. Мусор и прочие крупные или мелкие объекты не должны находиться в ней. Трубы свариваются в плети рядом с траншеей. Это позволяет исключить возможность утечки, после начала эксплуатации магистрали. При опускании плетей, не должно быть ударов о стены и дно траншеи.

Так же, запрещено проводить установку газопровода зимой. Но в данном случае, траншея должна быть заготовлена, до замерзания грунта. На скалистых участках, трубы упаковываются в песчаную подушку. Её толщина должна быть около 2 см. Это исключает риск порчи трубы о камни.

Для размещения труб над землей возможно использовать только стальные трубы. Толщина стенки, начиная от 0.2 см. В небольших поселениях магистрали устанавливаются на опоры. Диаметр определяет расстояние, на котором они будут находиться.

Так, для Ду-20 показатель будет равен 2,5 м, Ду-50 -3.5 и так далее.

Весь перечень работ сложно описать за один раз. Это целый комплекс, включающий в себя: монтирование, землекопные работы, непосредственные сварочные и прокладочные работы, обширная транспортировка материалов, на протяжении всего процесса постройки магистрали, очистка газопровода, и многое другое.

Вся ответственность за укладку газопровода лежит на выполняющей компании. Полная стоимость реализации проекта определяется после осуществления проектирования, первоначального подсчета стоимости необходимых ресурсов, оплаты рабочих, и определения длины магистрали. Так же, конечная стоимость будет установлена лишь после согласования с заказчиком.

Газовое проектирование: весь процесс от А до Я

Наличие газоснабжения в частном доме имеет ряд преимуществ. Чаще всего к такому решению подталкивают экономические побуждения. Подводка газа к дому – это возможность снизить затраты и обеспечить комфортные условия для проживания. Именно поэтому спрос на данный вид топлива достаточно высок. Процесс газификации довольно сложный и имеет много аспектов, о которых обязательно нужно знать перед началом реализации такого решения.

Одним из этапов газификации является проектирование газоснабжения. На данный момент на рынке действуют много компаний, предоставляющие такие услуги.

Какие задачи проекта газоснабжения частного дома?

Для того, чтобы система газоснабжения была работоспособной и не доставляла неудобств перебоями в работе владельцам дома, необходимо создать качественный проект газификации частного дома.

Также проектирование газоснабжения поможет сделать систему более экономичной с финансовой точки зрения.

Еще проект газоснабжения необходим для согласования подключения газа в различных инстанциях.

Что обязательно нужно помнить?

Первое, на что стоит обратить внимание заказчику, выбирая исполнителя проекта, это то, что право на разработку проекта газоснабжения частного дома имеют только компании, которые владеют соответствующей лицензией от ООО «Газпром» на осуществление данного вида деятельности.

Не пытайтесь сэкономить, пользуясь услугами компаний с сомнительной репутацией. Также заказчику не мешает ознакомиться со всеми правилами проектирования систем газоснабжения. Это поможет контролировать процесс и выбрать наиболее рациональный проект газификации дома.

Второй очень важный аспект – это осознание, что газ относится к взрывоопасным веществам. Поэтому любые отклонения от нормы в построении вашего дома могут привести к негативным последствиям. Все особенности проекта газоснабжения должны учитываться проектной компанией.

Владелец дома должен предоставлять всю информацию, а также соглашаться на выполнение норм проектирования.

Конечно, лучшим вариантом является проектирование систем газоснабжения во время строительства дома, но, если это не было сделано, нужно особенное внимание уделить обеспечению безопасности.

Что необходимо иметь для начала проектирования газоснабжения?

До обращения к компании-проектировщику заказчик должен собрать полную информацию и документацию.

Среди основных пунктов можно выделить, во-первых, разрешение на строительство системы газоснабжения от исполнительного органа местного самоуправления и разрешение на подключение к центральному газопроводу от ГорГаза.

Также в местных строительных органах необходимо уточнить, есть ли какие-нибудь особенные условия или ограничения для участка, на котором расположен дом. Следующим этапом есть оформление технических условий на подсоединение частного дома к существующей центральной системе газоснабжения.

Еще могут потребоваться топографические карты территории проведения работ, выводы относительно геологических, гидрологических и экологических условий. Важным документом при проектировании газоснабжения также является план самого дома.

С его помощью инженер-проектировщик может получить данные о площади помещений, расстоянии от стен дома к центральному газопроводу и оценить расположение разных построек на участке.

Только после получения всех необходимых данных проектировщик может приступать к расчетам и созданию чертежей.

  • Полный перечень документов необходимо уточнять в ГорГазе и компании-подрядчика, которая и будет выполнять проектирование.
  • Как создается проект газоснабжения частного дома?
  • Проект газификации – это документ, разработанный уполномоченной компанией на основе действующих требований и пожеланий заказчика, который включает в себя информацию о системе подведения газоснабжения к дому.

Для начала необходимо получить технические условия в местном органе управления газовым хозяйством. Для их получения также необходимо предоставить довольно обширный пакет документов.

Основными являются Акт на право собственности дома, Акт приватизации земельного участка и Проект дома согласованный во всех инстанциях.

На следующем этапе, в документацию вносятся все данные про дом: особенности конструкции, возможности создании определенной схемы газоснабжения и т.д.

После этого создается детальный проект, который включает в себя любые нюансы. От того, можно ли вообще подвести газ к частному дому от централизованного газопровода, до типа труб, которые будут использоваться при монтаже системы. В результате должен быть представлен официальный документ с четкими планом и инструкциями.

Он включает в себя следующие пункты: чертежи прокладки газопровода, чертежи расположения газового оборудования, чертежи вентиляционной системы, а также пояснительный текст для однозначного понимания представленных чертежей.

Также прилагаются технические условия на газоснабжение и Акт обследования дымохода и вентиляционных каналов.

При проектировании газоснабжения важно учитывать среднесуточную потребность в энергоносителе. От этого показателя зависит мощность прокладываемого оборудования.

Проектирование газоснабжения именно частных домов – это одна из наиболее популярных услуг специализированных компаний. Проект газоснабжения частного дома большинством компаний выполняется от 1 до 3-х недель.

Сколько это стоит?

Очень часто камнем преткновения в этом и так не простом процессе является стоимость проекта на газификацию частного дома. Важно понимать, что компания-проектировщик не сможет назвать точную цену. На конечную сумму влияют множество факторов.

Например, цена газификации частного дома зависит от выбранных материалов, принципа разводки, ширины труб и даже от количества изгибов.

Вот почему задавать вопрос «Сколько стоит проект газификации частного дома?», придя в проектную компанию, неуместно.

В общем цена проекта газоснабжения включает две части. Во-первых, придется заплатить за разработку проекта подведения газа от централизованного газопровода к частному дому. Во-вторых, компания-проектировщик создает проект внутренней разводки сети газификации.

Все параметры для проектирования проекта собираются с предоставленной документации или инженером-проектировщиком во время его непосредственного выезда на объект. Стоит все же отметить, что часто встречаются ситуации, когда наружная подводка газоснабжения уже была проведена ранее государственными органами.

Разберемся более детально в особенностях каждого из этих пунктов.

Какие существуют виды наружных газопроводов?

Проектирование газопроводов является первым этапом разработки проекта. Подвести газ от централизованного газопровода к частному дому можно двумя способами. Первый – более дешевый. Это надземный газопровод.

Цена прокладки такого газопровода будет в 1,5 раза меньше, чем подземного. Но здесь важно взвесить все «за» и «против». Надземному газопроводу угрожает коррозия. Также к такому газопроводу можно подключиться самовольно без согласия владельцев.

Но самый главный аспект – это его угроза окружающей среде.

Второй способ, как уже упоминалось, это подземный газопровод. Он намного безопаснее и долговечнее, так как защищен от внешнего негативного влияния. Но в то же время, значительно дороже. Так же стоит не забывать, что в случае повреждений, провести анализ неполадки и ремонт оборудования гораздо сложнее.

Стоит отметить, что выбор типа газопровода зависит не только от владельца. Существуют нормы проектирования газопроводов, на основе которых и осуществляется работа компаний-подрядчиков.

Если какой-то из требуемых показателей не соответствует нормам, реализация прокладки одного из типов газопроводов может быть невозможна. Например, это может касаться показателей коррозионной активности грунта.

Если значение значительно превышает норму, то прокладка поземного газопровода исключена. И наоборот, если в регионе была зафиксирована температура воздуха ниже -45º, то газопровод может находиться только под землей.

Читайте также:  Розетка для электроплиты: подключение силового устройства

К таким особенностям участка, на котором расположен дом, также могут относиться расположение высоковольтной линии электропередач, транспортных магистралей и даже несогласие соседей.

Какие особенности проектирования внутренних систем газоснабжения?

Проект внутренней системы газификации включает в себя тип котла и его мощность, схему разводки и, если необходимо, дополнительное оборудование.

Здесь важно учитывать все требования к помещениям, особенности оснащения, а также выбрать соответствующий тип отопительного котла. Еще один вопрос на этом этапе – выбор труб. Важно помнить, что СНиП 2.04.

08-87 запрещает прокладку полимерных труб для подводки газа к дому, а также в разводке внутри жилых помещений.

Какие требования к проектированию?

Основное требование к проекту газоснабжения частного дома – это его соответствие действующим нормам.

В настоящее время в России и странах СНГ существует целый ряд Строительных Норм и Правил (сокращенно СНИП) по проектированию газоснабжения частных домов, которые отображены в существующем законодательстве.

  Такие требования касается каждого аспекта проектирования газопроводов. Например, СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение» предоставляет общие требования к газоснабжению, а СНиП П-35-76 Котельные установки. Нормы проектирования – более конкретную информацию исключительно о нормах проектирования отопительных систем.

Важно отметить, что для получения окончательного проекта газоснабжения необходимо купить все требуемое оборудование. Это нужно делать в специализируемых магазинах для уверенности в качестве материалов. Также данную работу можно поручить компании-подрядчику.

После окончания разработки проекта газификации частного дома происходит его согласование с контролирующими органами ГорГаза. Данная процедура может занять около 15 дней. Далее проектная компания проводит надзор за выполнением проекта при монтаже и запуске системы газоснабжения.

Что делать, если центральный газопровод отсутствует?

В таком случае у владельцев дома есть два выхода. Во-первых, можно провести газопровод на улицу вместе с соседями.

Но здесь важно учитывать, что необходимо, чтобы соседи были готовы потратить значительные деньги на прокладку газопровода. Следовательно, они также должны быть в этом заинтересованы.

Второй способ – это ждать, когда газопровод будет проведён государством. К сожалению, это может занять слишком много времени.

Проектирование систем магистральных газопроводов – самый сложный этап в строительстве сетей газификации. Проектирование магистральных газопроводов осуществляется проектными институтами ООО «Газпром», которые сейчас объединены в единую дочернюю организацию ООО «Газпром проектирование»

Есть также третий вариант – автономное газоснабжение частного дома. Но в этом случае, необходимо сразу понимать, что это затратная по времени и стоимости процедура.

К плюсам автономного газоснабжения можно отнести независимость от неполадок на магистральных газопроводах и вообще их наличия, а также меньшее количество бюрократической волокиты.

Проектирование автономной системы требует выезда инженера проектировщика на объект, во время которого он знакомится со всеми параметрами участка, а также определяет необходимое оборудование.

Таким образом, процесс проектирования газоснабжения частного дома довольно длительный и сложный, как с технической, так и административной стороны.

Но если ознакомиться со всеми требованиями и необходимыми этапами еще до начала работ, создание проекта станет структурированным и понятным.

Также дополнительно знания о процедуре получения документов и нормативных требованиях к проектированию позволят владельцу дома контролировать ситуацию и быть уверенным в корректности выполняемых действий.

Похожая продукция:

Порядок проектирования магистральных трубопроводов

Знаки магистральных газопроводов России используют для обустройства и оборудования всех необходимых элементов магистрального газопровода таким образом, в котором соблюдены все безопасные условия его функционирования и эксплуатации.

Знаки выполняют предупреждающие и информационные функции, а также обеспечивают визуальное распознавание магистральных газопроводов, определяют место расположения нитей газопровода при выполнении каких-либо работ в его охранной зоне.

Также могут быть использованы разные знаки и их обозначения.

Этот знак выглядит как столбик, который оборудован двумя плакатами: первый отображает информацию о ширине зоны, которая охраняется, месте пролегания и дополнительных технических параметрах газопровода его устанавливают вертикально.

Второй плакат используют для визуального поиска и определения нужных участков с воздуха, и устанавливается под небольшим углом к плоскости земли, не более 30 градусов. На нем промаркировано расстояние в километрах по трассе всего газопровода.

Особенности проектирования газопроводов

Проектные работы требуют соблюдения нескольких важных этапов:

  • Определяются факторы, которые могут повлиять на специфику проекта
  • Оформляются разрешительные документы на присоединение новой линии к сети
  • Согласовывается маршрут прохождения магистрали
  • Проектирование газопроводов предусматривает согласование проекта в надзорных органах, а также прохождение экспертизы
  • Для создания проектной документации требуются определенные данные:

  • Сведения о выполненных геологических изысканиях
  • Данные топографической съемки
  • Информация о геоподоснове местности, по которой будет проходить трасса и многое другое
  • В процессе проектирования газопроводов следует предусмотреть множество факторов, без учета которых эксплуатация магистрального трубопровода не будет безопасной:

  • Специфические особенности грунта
  • Глубина, на которой проходят грунтовые воды
  • Соблюдение норм проектирования, СП, СНИПов
  • Основная составляющая газопровода – линейная часть, которая монтируется из отдельных труб.

    При проектировании газопроводов выбирают оптимальную схему прокладки труб, она может быть надземной или наземной, также используется подземный и полуподземный способы монтажа.

    Выбор варианта прокладки зависит от конкретных условий строительства, кроме того, учитываются нормы проектирования и определенный СНИП.

    Компания «ИНКОМСТРОЙ» предлагает:

  • Выполнить работы по проектированию магистральных газопроводов и трубопроводов местного значения
  • Осуществить укладку всего трубопровода или его отдельных частей
  • Подготовить газопровод к эксплуатации
  • Произвести пусконаладочные работы
  • Сдать объект в эксплуатацию
  • Для создания магистрального трубопровода используются трубы диаметром от 720 мм, способные выдерживать давление до 7,5 МПа. При этом пропускная способность такого газопровода достигает 35 млрд кубометров газа.

    Значительная протяженность газовых магистралей влечет за собой ряд сложностей. Например, на всем протяжении газопровода может неоднократно изменяться:

  • характер рельефа
  •  физические и механические свойства грунта
  • уровень давления в трубах
  • уровень прокладки труб относительно грунта
  • количество и качество неблагоприятных факторов
  • Кроме того, такому газопроводу приходится преодолевать естественные и искусственные препятствия в виде водных водоемов, гор, холмов, лесов, железнодорожных полотен, дорог и прочих.

    Все перечисленное выше указывает на критическую важность привлечения к строительству магистральных газопроводов высококвалифицированных профессионалов, обладающих опытом, знаниями, навыками и оборудованием, достаточными для решения этой комплексной и сложной задачи.

    Среди наших преимуществ стоит отметить:

  • Слаженную работу многих бригад, благодаря чему осуществление проекта продвигается без задержек и четко в соответствии с принятым графиком
  • Привлечение только опытных и квалифицированных сотрудников, чья работа является дополнительной гарантией отличного результата
  • Использование надежного и эффективного оборудования, современной техники и инструмента при строительстве газопровода.
  • Все это и многое другое обеспечивает быстрое качественное выполнение работ при минимальных затратах. Такой подход мы называем профессиональным! Звоните 7 495 201-16-01

    Особенности проектирования газопроводов

    Проектирование магистральных газопроводов России может быть разделено на несколько разных направлений. Это создание проектов и проектирование газопроводов, и другие подобные задания.

    Проектирование магистральных газопроводов имеет несколько этапов. Во-первых, это – предпроектная подготовка. Она основана на выборе главного для процесса оборудования. Этот этап важен не только во время создания проекта котельное, но и проектирования самого газопровода.

    Проектирование магистральных газопроводов учитывает количество используемого топлива, мощность стандартного оборудования, давление газа, которое необходимо для правильной работы газовых горелок и других систем газопотребления. При наличии расчета тепловых нагрузок обращаются для уточнения возможности газификации.

    Место расположения любого газопровода возле объекта, который планируют газифицировать, вовсе не значит, что точка врезки будет именно к этому газопроводу.

    Точка врезки для потенциального пользователя определяется инженерами как в газопроводе, который находится возле объекта, так и в аналогичном «сооружении», которое расположено намного дальше, например – в нескольких километрах от газифицируемого объекта.

    Для определения места врезки учитывают большое количество факторов. Например, техническая возможность обеспечения потенциального потребителя нужным количеством топлива с определенным давлением газа.

    Другие факторы могут не быть обеспечены технически при врезке в близь лежащий газопровод – все аспекты определяются профессионалами-инженерами индивидуально в каждой ситуации, согласно существующим картам и схемам местности. Проектирование магистральных газопроводов – сложный и емкий процесс, который стоит доверять надежным организациям. Они сделаю все согласно нормам СНИП.

    Такие организации обычно легко и просто могут решить вопросы, например – подключение к магистральному газопроводу. Для этого им необходимо:

    • получить документы и технические условия на присоединение к уже существующим структурам;
    • подготовить проект газоснабжения (на основании карт России) и полностью согласовать его с нужными инстанциями;
    • произвести монтаж внутридомового и внешнего газопроводов;
    • разработать и сдать исполнительно-техническую документацию в организации, которые отвечают за эксплуатацию зданий;
    • получить абонентскую книжку.

    Переходы

    Переходы бывают двух видов — надводные и подводные. Последние, сооружаются перпендикулярно оси потока воды.

    Предусматривают допустимые расстояния между уложенными параллельно трубопроводами в зависимости от ого, какой диаметр они имеют.

    Глубина залегания должна быть не меньше 0,5 метра от уровня предполагаемого размыва дна до поверхности трубы газопровода и не меньше, чем 1 м от проектных отметок дна.

    Во время строительства переходов магистральных газопроводов в России сквозь водные или обводненные участки, трубы, для профилактики всплытия, пригружают с помощью специальных грузов. Кроме этого, могут использовать сплошное бетонирование или же засыпку с помощью минерального грунта.

    К местам переходов через препятствия разных видов (как природных, так и искусственных) предъявляют требования, выполнение которых обеспечит надежность работы газопровода и его безопасное использование в будущем. Тип строительства перехода выбирается на основании сравнения показателей нескольких вариантов, между которыми и делают выбор. Очистку полостей переходов газопроводов осуществляют с помощью промывки.

    Надземные переходы, которые сооружают для магистральных газопроводов, могут быть балочными, висячими и арочными. Все будет зависеть от условий строительства. Их используют на переходах через небольшие реки, балки или овраги. В балочном переходе в роли пролетного строения используется самонесущая труба.

    Висячие переходы по своему строению могут быть гибкими, провисающими и вантовыми. В гибких висячих системах газопроводы прикрепляются с помощью подвесок к одному или нескольким тросам, которые перекинуты через пилоны. В провисающих системах газопровод может спокойно провисать под действием собственной массы и веса газа.

    В вантовых системах труба газопровода удерживается в проектном положении благодаря наклонным тросам или жестким фермам. Арочные переходы преимущественно используют при пересечении каналов. В их состав входят жесткие арочные конструкции.

    Компрессорные станции

    Компрессорные станции используют с целью поддержания в них рабочего давления, обеспечения транспортировки газа в определенных ранее объемах. Их сооружают по всей трассе газопровода. В компрессионной станции газ очищается от примесей, осушается, компримируется и охлаждается. После этого под определенным давлением он возвращается обратно в газопровод.

    В большинстве случаев, компрессорные станции магистральных газопроводов сооружают в комплекто-блочном варианте. Это значит, что оборудование станции будет поставлено в виде блоков, которые уже полностью готовы к монтажу. Перекачивающие агрегаты устанавливают в групповых или отдельных зданиях, а еще специальных габаритных укрытиях.

    Компрессорная станция

    Групповые и индивидуальные сооружения компрессорных и насосных станций имеют каркасы (стальные облегченные). Стены и крыши таких зданий выполняют из легких двух- и трехслойных панелей. Трехслойная панель имеет специальную рамку-каркас, которая закрыта с двух сторон листами оцинкованной стали, асбестоцемента или алюминиевого сплава.

    Читать далее:  Система отопления двухэтажного дома проекты схемы разводки

    В зависимости от производительности давления в коллекторах, компрессорные станции могут работать по схемам, которые включают в себя один, два или даже три последовательно включенных нагнетателя. Кроме того, в процессе работы могут использоваться целые группы нагнетателей, состоящие из двух или трех последовательно подключенных единиц.

    Современность

    Современные газопроводы России представляют собой сложные сооружения, использование которых возможно только при наличии автоматизированных систем управления сложными технологическими процессами. Эксплуатация таких систем должна быть основана на результатах технических исследований трубопроводов.

    Современные газопроводы России с большим давлением, по сравнению с предыдущими поколениями, с напряжениями продольного сжатия.

    Читайте также:  Какой биотуалет лучше – торфяной, жидкостный или химический? сравнительный обзор

    Сооружение современных магистральных газопроводов требует от организации больших материальных и финансовых вложений, поскольку основные месторождения газа обычно удалены от конечных потребителей.

    Кроме того, в этот период необходимо ожидать увеличения объемов реконструкций газопроводов, которые находятся в эксплуатации вследствие старения элементов компрессорных станций и труб линейных частей.

    Если сравнить целую страну с организмом, то магистральные газопроводы вполне имеют право называться ее кровеносной системой. И, как в обычном организме, нарушение работы такой системы приводит к очень тяжелым последствиям.

    Введение

    СП 42-102-2004 «Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб» разработан в развитие основополагающего СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы».

    В положениях СП 42-102-2004 приведены подтвержденные научными исследованиями, опробованные на практике и рекомендуемые в качестве официально признанных технические решения, средства и способы, обеспечивающие выполнение обязательных требований, установленных СНиП 42-01-2002.

    Настоящий СП содержит рекомендуемые положения по проектированию и технологии производства строительно-монтажных работ при сооружении наружных стальных и медных внутренних газопроводов с учетом особенностей их применения в газораспределительных системах, по выбору труб и соединительных деталей газопроводов в зависимости от давления транспортируемого газа и условий эксплуатации, расчетам наружных газопроводов на прочность и устойчивость, защите стальных газопроводов от электрохимической коррозии.

    С введением в действие настоящего СП утрачивает силу СП 42-102-96 «Свод правил по применению стальных труб для строительства систем газоснабжения».В разработке данного документа принимали участие:Волков B.C., Вольнов Ю.Н.

    , Габелая Р.Д., Голик В.Г., Гусева Н.Б., Зубаилов Г.И., Красников М.А., Кузнецова Е.Г., Левин В.М., Лушников В.П., Нечаев А.С., Рождественский В.В., Сафронова И.П., Удовенко В.Е., Чирчинская Г.П., Шишов Н.А., Шурайц А.Л.

    1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1 Настоящий Свод правил распространяется на проектирование и строительство новых наружных газопроводов из стальных труб и внутренних газопроводов из стальных и медных труб.

    1.2 При проектировании и строительстве газопроводов с использованием металлических труб следует руководствоваться требованиями СНиП 42-01, СП 42-101 и других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

    2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    Порядок проектирования магистральных трубопроводов

    ВВЕДЕНИЕ

    Развитие
    экономики любой страны, нормальная
    производственная деятельность всех её
    участников неразрывно связаны с четкой
    работой транспорта по своевременной
    доставке сырья и готовой продукции. Для
    обеспечения этой деятельности и других
    разнообразных потребностей необходимо
    иметь высокоразвитую, оснащенную самой
    передовой техникой систему путей
    сообщения всех современных видов
    транспорта.

    Топливно-энергетический
    комплекс – основа развития всех отраслей
    экономики России. Важнейшим его элементом
    является система магистральных
    трубопроводов для транспорта нефти,
    газа и продуктов их переработки.

    Географическое расположение месторождений
    нефти и газа в России и их потребителей
    ставит трубопроводный транспорт на
    первое место среди всех остальных видов.

    Только трубопроводный транспорт способен
    гарантировать бесперебойную и равномерную
    поставку значительных грузопотоков
    нефти, нефтепродуктов и газа, обеспечивая
    при этом наименьшие экономические
    затраты.

    ИСТОРИЯ , СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО
    ТРАНСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА

    Трубопроводный транспорт России имеет
    немногим более чем вековую историю и
    его появление связано с началом
    промышленного освоения нефтяных
    месторождений Баку и Грозного.

    В 1863 году
    русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев
    первым предложил идею использования
    трубопроводов при перекачке нефти и
    нефтепродуктов, объяснил принципы
    сооружения трубопроводов и представил
    убедительные аргументы в пользу данного
    вида транспорта.

    Он считал, что только
    строительство трубопроводов обеспечит
    надежную основу развития нефтяной
    промышленности и выведет российскую
    нефть на мировой рынок.

    Развитие трубопроводного транспорта
    нефти, нефте­продуктов и газа в России
    можно условно разделить на пять основных
    этапов [10]:

    • дореволюционный период (до 1917 г.);
    • период до Великой Отечественной войны (с 1917 до 1941 гг.);
    • период Великой Отечественной войны (с 1941 до 1945 гг.);
    • период до распада СССР (с 1945 до 1991 гг.);
    • современный период (с 1991 г.)

    Дореволюционный
    период

    Истоки создания трубопроводного
    транспорта России были заложены в 1878
    г. По проекту и под руководством
    талантливого 25-летнего инженера В. Г.

    Шухова для «Товарищества братьев Нобель»
    был построен первый российский
    нефтепровод, предназначенный для
    перекачки 1300 т нефти в сутки с Балаханских
    промыслов на нефтеперегонный завод в
    Черном Городе (район Баку).

    Диаметр
    нефтепровода составлял 3 дюйма (76 мм),
    протяженность – 9 км.

    Год спустя для фирмы Лианозова был
    проложен нефтепровод такого же диаметра
    протяженностью 12,9 км, затем еще три
    промысловых нефтепровода. Проектирование и строительство этих трубопроводов
    также возглавлял В. Г. Шухов. Изданный
    им впоследствии в 1881 г. классический
    научный труд «Трубопроводы и их применение
    в нефтяной промышленности» и в наши
    дни не утратил своего значения.

    Значительная произво­дительность,
    непре­рывность работы, высокая степень
    механизации, экономичность трубопроводного
    транспорта были оценены и другими
    нефтепромышленниками. Общая протяженность
    нефте­про­водов дореволюционной
    России составляла около 500 км. Наиболее
    крупные из них: Ширванская – Екатеринодар
    (110 км), Ширванская –Туапсе (103 км),
    Махачкала – Грозный (165 км).

    Одновременно с развитием трубопроводного
    транспорта сырой нефти развивалась и
    транспортировка продуктов их переработки.
    На рубеже 80-х годов ХІХ в. построены
    первые в мире трубопроводы для перекачки
    предварительно подогретых нефтяных
    остатков.

    К концу 80-х годов ХІХ в. было принято
    решение о строительстве трубопровода
    для перекачки экспортного керосина из
    Баку в Батуми производительностью 0,9
    млн. т в год. По трассе керосинопровода
    были расположены 16 перекачивающих
    станций (ПС), оборудованных плунжерными
    насосами.

    Общая длина трубопровода
    составляла 835 км, а диаметр – от 8 до 12˝.
    Строительство керосинопровода
    продолжалось в течение 10 лет с 1897 по
    1906 гг. Строительно-монтажные работы
    выполнялись вручную.

    Трубы соединялись
    с помощью резьбовых муфт и покрывались
    антикоррозионной изоляцией – свинцовым
    суриком на олифе и джутовой тканью.
    Приводом насосов служили паровые и
    дизельные двигатели. Вдоль трассы была
    сооружена линия телефонной связи.

    Керосинопровод Баку–Батуми был
    оборудован по последнему слову техники
    своего времени и являлся одним из
    крупнейших мире. С 1927 г. он стал
    использоваться для перекачки сырой
    нефти.

    Первые газопроводы появились в районе
    г. Баку в 1880-1890 гг. Они предназначались
    для транспортировки попутного газа,
    используемого в качестве бытового
    топлива и промышленных нужд.

    Период
    до Великой Отечественной войны

    В период с 1917 до 1920 гг. все усилия были
    направлены на восстановление
    нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
    промышленности, разрушенной в ходе
    гражданской войны. Ключевой датой в
    истории развития трубопроводной системы
    России считается 17 марта 1920 года.

    В этот
    день был подписан правительственный
    указ о строительстве трубопровода от
    нефтяного месторождения Эмба до Саратова.
    После окончания Гражданской войны была
    проведена реконструкция трубопроводов,
    построены и введены в эксплуатацию
    несколько небольших магистралей.

    До Великой Отечественной войны наши
    основные нефтяные ресурсы сосредоточивались
    на Кавказе (Баку, Грозный, Майкоп). Начиная
    с 1928 г. введены в эксплуатацию нефтепроводы Баку–Батуми (вторая очередь),
    Грозный–Туапсе (618 км), Гурьев–Орск
    (709 км).

    Дальнейшие успехи в развитии
    трубопроводного транспорта в России
    были связаны с освоением месторождений
    Башкирии, Татарии и Поволжья.

    В 1936 году
    был построен нефтепровод Ишимбай–Уфа,
    протяженностью 168 км и диаметром 300 мм
    для перекачки нефти из первых скважин
    «Второго Баку» на Уфимский НПЗ.

    В довоенный период общая протяженность
    нефтепроводов в нашей стране достигла
    3600 км, а диаметр 300 мм.

    Крупный магистральный нефте­продуктопровод
    (МНПП) Армавир–Трудовая построен в
    1928-32 гг. Его протяженность составляла
    486 км, диаметр 300 мм.

    Впервые в мировой
    практике для соединения стыков труб
    была применена электродуговая сварка.
    В 1932 г. этот трубопровод был подключен
    к нефтепроводу Грозный–Туапсе, к тому
    времени переведенному на перекачку
    тракторного керосина.

    Общая длина МНПП
    Грозный–Армавир с учетом подключенного
    участка составила 880 км.

    В период с 1925 по 1936 гг. в районе г. Баку
    для транспорта попутного нефтяного
    газа с близлежащих нефтяных месторождений
    было сооружено несколько коротких
    газопроводов диаметром 300-400 мм.

    Период Великой Отечественной войны

    К 1941 г. в эксплуатации находилось
    магистральные нефтепроводы и
    нефтепродуктопроводы общей протяженностью
    около 4100 км с суммарной пропускной
    способностью 7,9 млн. т в год.

    В годы Великой Отечественной войны,
    несмотря на крайне тяжелое положение,
    построены нефтепроводы Зольное–Сызрань
    (134 км), Оха–Софийск (387 км), а также ряд
    промысловых трубопроводов.

    В период обороны Ленинграда большую
    роль сыграл небольшой 100 мм бензинопровод,
    уложенный через Ладожское озеро. Этот
    бензинопровод был спроектирован и
    построен в невероятно короткий срок. Его длина составила 29 км, из них 21 км по
    дну озера на глубине 35 м. Ежесуточно в
    осажденный Ленинград поступало около
    660 т. горючего.

    Для обеспечения войск горючим
    использовались и сборно-разборные
    полевые магистральные трубопроводы.

    После разгрома войск противника под
    Сталинградом в 1943 г. за 8 месяцев был
    построен керосинопровод Астрахань–Саратов
    диаметром 250 мм и длиной 655 км. На его
    изготовление пошли трубы демонтированной
    второй очереди нефтепровода Баку–Батуми.

    В годы войны в 1942-1943 гг. сооружен
    газопровод Похвистнево–Куйбышев
    диаметром 325 мм и длиной 160 км.

    В 1944 г. Государственным комитетом
    обороны (ГКО) было принято решение о
    строительстве газопровода Саратов–Москва
    протя­женностью 843 км и диаметром 325
    мм. Его строительство завершилось летом
    1946 г.

    Период
    до распада СССР

    В послевоенный период (50–60 гг.)
    строительство нефте­проводов
    проводилось в основном в Волго-Уральском
    регионе и Закавказье. В этот период
    построены крупные нефтетранспортные магистрали: Туймазы–Омск,
    Туймазы–Омск–Новосибирск–Иркутск,
    Ишимбай–Орск, Альметьевск–Горький,
    Альметьевск–Пермь, Горький–Рязань,
    Рязань–Москва и ряд других.

    Развитие
    новых нефтяных месторождений и рост
    производства явились предпосылками
    для создания принципиально новых методов
    для перекачки нефти и нефтепродуктов,
    а также современного оборудования.
    Отличительными чертами того периода
    можно считать дальнейшую механизацию
    процесса сооружения трубопроводов,
    применения новых систем связи.

    Впервые
    были применены трубы диаметром 530 и 720
    мм.

    В 1964 г. был пущен в эксплуатацию крупнейший
    в мире трансевропейский магистральный
    нефтепровод «Дружба», соединивший
    месторождения нефти Татарии и Куйбышевской области с восточно-европейскими странами
    (Чехословакия, Венгрия, Польша, ГДР).
    Общая длина магистрали составила 5500
    км, а диаметр от 720 до 1020 мм.

    Изменение приоритетов в трубопроводном
    строительстве произошло после открытия
    крупных месторождений нефти в Западной
    Сибири. В 1965-1967 гг.

    введены в эксплуатацию
    нефтепроводы Шаим–Тюмень (диаметр
    529-720 мм, длина 410 км) и Усть-Балык–Омск
    (диаметр 1020 мм, длина 964 км).

    В 70-80 годы
    построены трансконтинентальные
    трубопроводы: Усть-Балык–Курган–Уфа–Альметьевск
    (УБКУА), Александровское–Анжеро-Судженск–Красно­ярск–Иркутск,
    Сургут–Полоцк и ряд других.

    В 1966-1971 гг. построен трубопровод
    Узень–Гурьев–Куйбы­шев для
    транспортировки высоковязкой нефти
    (диаметр 1020 мм, длина 1500 км).

    В первой половине 50-х годов возобновилось
    строительство магистральных
    нефтепродуктопроводов. Введена в
    эксплуатацию первая нитка МНПП Уфа–Омск
    (диаметр 350 мм, длина 1147 км). В 50-60 гг.

    построены крупные магистральные
    нефтепродуктопроводы: Уфа–Новосибирск
    (диаметр 377-530 мм, длина 1869 км), 2-я нитка Уфа–Омск (диаметр 530 мм, длина 1083 км),
    Пенза–Мичуринск–Брянск (диаметр 530
    мм, длина 748 км).

    В 70-80 гг. продолжалось строительство
    мощных систем трубопроводного транспорта
    нефтепродуктов, таких как Уфа–Западное
    Направление (УЗН), Грозный–Ростов,
    Тобольск–Южный Балык, трубопровод ШФЛУ
    и др.

    С 80-х годов начался новый этап в развитии трубопроводного транспорта нефтепродуктов
    – строительство разветвленной сети
    нефтепродуктопроводов.

    Послевоенные годы характеризуются
    интенсивным строительством газопроводов.
    Второй крупный магистральный газопровод
    Дашава–Киев–Брянск–Москва длиной
    1300 км и диаметром 530 мм введен в эксплуатацию
    в 1952 г. В 50-60 гг. сооружаются крупные
    газотранспортные системы: Северный
    Кавказ – Центр, Бухара–Урал, Средняя
    Азия–Центр.

    В 70-80 гг. в связи с освоением гигантских
    газовых месторождений Северных районов
    Тюменской области (СРТО), Уренгоя и
    полуострова Ямал сооружаются
    трансконтинентальные системы газопроводов:
    Надым–Урал–Центр, Уренгой–Ужгород,
    Уренгой–Петровск, Уренгой–Новопсков,
    Уренгой–Центр диаметром 1220-1420 мм и
    общей протяженностью около 35 тыс. км.

    В 1986-1990 гг. введена в эксплуатацию
    шестиниточная газотранспортная система
    для подачи газа Ямбургского месторождения
    в центр страны и на экспорт (диаметр
    1420 мм, общая длина 28,7 тыс. км).

    К моменту распада СССР общая протяженность
    магистральных трубопроводов составляла:
    нефтепроводы – свыше 70 тыс. км,
    нефтепродуктопроводы (с отводами от
    них) – около 30 тыс. км, газопроводы –
    209 тыс. км.

    Читайте также:  Вентиляция канализации в частном доме: схемы, нормы и требования

    Современный
    период

    На современном этапе функционирование
    системы нефте­проводов происходит в
    принципиально новых экономических и
    политических условиях.

    В связи с
    разделением трубопроводов по
    территориальной принадлежности между
    государствами – бывшими республиками
    СССР – в настоящее время только Россия
    обладает единой нефтепроводной системой.
    По состоянию на 1999 г. в системе АК
    «Транснефть» эксплуатировалось 47,3 тыс.

    км магистральных нефтепроводов диаметром
    от 400 до 1220 мм, 395 ПС, 867 резервуаров общей
    вместимостью 12,8 млн. м3. Магистральные
    нефтепроводы (МНП) диаметром 820-1220 мм
    составляют большую часть общей
    протяженности и обеспечивают
    транспортировку 97% добываемой в России
    нефти. В 1999 г.

    по системе МНП АК «Транснефть»
    перекачано 296 млн. т. нефти, из них на
    экспорт 121 млн. т. Действующие в настоящее
    время трубопроводы имеют значительный
    «возраст»: до 20 лет эксплуатации – около
    25%, от 20 до 30 лет – около 38%, свыше 30 лет
    – около 37%.

    В российской системе магис­тральных
    нефтепроводов сложилась неординарная
    ситуация. С одной стороны, действующая
    система магистральных трубопроводов
    загружена на 50 % проектной мощности, что
    обуслов­лено падением добычи нефти
    в традиционных районах.

    С другой стороны,
    дальнейшее развитие перспективных
    направлений будет во многом зависеть
    от освоения и разработки новых нефтяных
    месторождений, расположенных в неосвоенных
    регионах –на севере
    евро­пейской части России (Респуб­лика
    Коми, Архангельская область), в Тюменской
    области и Восточной Сибири, а также от
    транзита нефтей стран СНГ (Казахстана,
    Азербайджана, Туркмении и др.) на экспорт
    по территории России.

    Перспективы развития трубопроводного
    транспорта нефти в России связаны с
    осуществлением нескольких проектов:

    • транзит нефти Тенгизского месторождения к Черному морю;
    • экспорт нефтей из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья в Финляндию по нефтепроводу Балтийской трубопроводной системы (БТС);
    • расширение нефтепровода Тихорецк–Новороссийск;
    • интеграция системы нефтепроводов «Дружба» и «Адрия»;
    • проект транспортировки российской нефти в Китай.

    К 1999 г. протяженность системы
    нефтепродуктопроводов России составляет
    около 20 тыс. км, из которых около 15 тыс.
    км приходится на МНПП, а 5 тыс. км – отводы
    от них. Система также включает 10 наливных
    пунктов, 267 нефтебаз, более 100 ПС и
    резервуарные парки общей вместимостью
    4,8 млн. м3. Объем транспортировки
    нефтепродуктов составляет порядка 30
    млн. т.

    , в том числе на экспорт 8,3 млн. т. при среднем коэффициенте загрузки 35%
    от проектной.

    На деятельность компании
    «Транснефте­продукт» оказывают
    влияние спад производства и потребления
    нефтепродуктов, снижение платежеспособного
    спроса, жесткая конкуренция на рынке
    транспортных услуг, увеличение сте­пени
    распыленности грузопотоков и их
    несовпадение с направле­ниями перекачки
    по действующим нефтепродуктопроводам.

    Протяженность газопроводов Единой
    Системы газоснабжения (ЕСГ) России,
    находящихся в ведении РАО «Газпром», к
    1999 г. составляла 148,8 тыс. км.

    Перекачку
    газа осуществляют 247 компрессорных
    станций (КС) суммарной мощностью 41,7
    млн. кВт. Парк газоперекачивающих
    агрегатов (ГПА) на 87,7% представлен
    газотурбинными установками.

    Более 60%
    газопроводов имеют диаметр 1220-1420 мм, и
    свыше 35% работают под давлением 7,5 МПа.

    Одна из важных задач ОАО «Газпром» –
    реконструкция и модернизация объектов
    ЕСГ с целью повышения надежности и
    эффективности эксплуатации существующих
    газопроводов (замена отдельных участков
    труб, ввод новых распределительных
    газопроводов и перемычек, замена
    газоперекачивающих агрегатов (ГПА)
    менее энергоемкими).

    Приоритетными задачами ОАО «Газпром»
    являются:

    • газификация новых районов (Север Европейской части России и Юг Западной Сибири);
    • проект «Ямал-Европа». Строительство системы магистральных газопроводов «Ямал-Европа» ведется поэтапно: расширяются лимитирующие участки Единой системы газоснабжения и прокладываются новые трубопроводы, связывающие действующие мощности на территории России, Белоруссии, Польши, Германии.
    • газопровод “Голубой поток”, который пройдет из России в Турцию по дну Черного моря, откроет российскому газу прямой выход на турецкий рынок.
    • Газпром совместно с финской компанией “Несте Ой” прорабатывает возможность подачи российского газа через Балтийское море на север Германии за счет строительства нового Северо-Европейского газопровода.
    • подача газа из Западной Сибири в восточные районы Китая. Проект разрабатывается в нескольких вариантах и предусматривает поставки газа в Монголию, Южную Корею, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Рекомендации при формировании проектных решений по строительству газопровода

    В структуру ЕСГ (Единой системы газового снабжения, — ред.) Российской федерации входят добывающие предприятия, транспортная магистральная сеть, а также комплексная система распределения углеводородных ресурсов со всей производственной инфраструктурой.

    Все эти элементы находятся в тесной технологической связи, управление и координацию которых обеспечивает государственная корпорация ОАО «Газпром».

    Именно эта организация координирует деятельность всех своих структурных подразделений и принимает решение по их развитию (модернизация, реконструкция, новое строительство и т.д.).

    Одним из важных направлений всей этой системы является проектирование, строительство и развитие, а также эксплуатация газовых магистральных трубопроводов. При создании новых участков газотранспортной сети, в первую очередь, смотрят на перспективу развития мощностей.

    Кроме того, в этом случае необходимо ориентироваться на состояние и динамику параметров всей газовой системы в целом (в части ее касающейся), а именно: системы распределительных газопроводов, в том-числе отводящих и перемыкающих, комплексов газовой добычи, ПХГ (Подземные газовые хранилища, — ред.), ГРС (Газово-распределительные станции, — ред.) и др.

    Есть и обратная связь – когда система показателей проектируемых магистральных систем сама влияет на показатели газовых производственных объектов.

    В настоящее время при разработке проектных решений по строительству магистрального газопровода применяется нормативный технологический регламент, который предусматривает проведение соответствующих оптимизационных и гидравлических расчетов. После их проведения выбирается самый дешевый сценарий строительства.

    Причем в этом нормативе все производственные элементы проектируемого газового производственного объекта рассматриваются в автономном режиме, исходя из того же принципа экономичности.

    Но, практика показывает, что данный подход для строительства магистральных газовых трубопроводов явно недостаточный – он не отражает все возможные особенности и нюансы, которые могут возникнуть при эксплуатации объекта.

    Для решения этой проблемы специалистами отрасли были разработанные специальные рекомендации, которые имели уже системный характер и учитывали следующие факторы:

    • Финансово-экономическая эффективность (производительность, объемы, рентабельность и др.)
    • Оптимальная и рациональная система распределения продукта как внутри страны, так и для экспортных поставок. Причём этот процесс должен быть ориентирован на спрос, в том числе перспективный.
    • Оптимальная (наиболее полная) загрузка всей газотранспортной сети.
    • Оценка изменения колебаний спроса во всей системе газораспределения, в том числе необходимых запасов и резервов на всей технологической стадии производственного процесса.
    • Обеспечение высокой степени надежности функционирования всех производственных элементов единой системы газового распределения.
    • Обеспечение системы бесперебойного снабжения топлива потребителей, даже в случае централизованного снижения поставок газа или возникновения аварий и других технических инцидентов, происшедших на магистральном трубопроводе.

    Для эффективного развития газотранспортной системы, прежде всего, необходимо оценить потребности в продукте на внутреннем рынке (с учетом перспективного развития регионов), а также экспортный потенциал отрасли.

    Следующий этап предполагает уже конкретные варианты развития единой системы газораспределения, а именно: более эффективную разработку действующих газовых месторождений, освоение новых, а также реконструкция и строительство магистральных газовых транспортных объектов, а также газовых распределительных систем.

    Именно на этой стадии и начинается система отбора вариантов исходя из их эффективности. Здесь необходимо учитывать следующий момент – рентабельность нового производственного объекта должна рассматриваться только в рамках единой замкнутой системы, а не по отдельным ее элементам.

    Для этого, как раз и необходимо полное системное исследования газовой транспортной системы со всей ее производственной инфраструктурой.

    Проектные решения по объекту должны приниматься поэтапно. Причём основные параметры исчисляются исходя из системных показателей, а касающиеся отдельного технического участка оцениваются на локальном уровне.

    Документом, который согласован между всеми заинтересованными сторонами, а также принят и утверждён ими, является техническое задание.

    Порядок проектирования магистральных трубопроводов

    Проектирование и строительство магистральных трубопро­водов в нашей стране выполняются на основании постановлений мини­стерств и ведомств. Затем определяются организации заказчика, генерального подрядчика и проектная.

    В соответствии с действующими нормативами проектирование магистральных трубопроводов выполняется в следующем порядке (по стадиям): технико-экономическое обоснование строительства — задание на проектирование — технический проект—рабочие чер­тежи линейной части. Весь процесс проектирования состоит из двух основных этапов: 1) подготовка к проектированию, 2) соб­ственно проектирование. На первом этапе выполняются технико-экономическое обоснование, задание на проектирование, изыска­тельские работы.

    Собственно проектирование магистральных трубопроводов осу­ществляется в две стадии: технический проект и рабочие чертежи или в одну — технорабочий проект.

    Стадийность проектирования определяет инстанция, утверж­дающая технико-экономическое обоснование (ТЭО) или задание на проектирование. Содержание, состав, порядок разработки, согла­сования и утверждения проектов и смет для сооружения объектов устанавливаются «Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (СН 202—76).

    2 ТЭО и задание на проектирование магистрального трубопровода

    Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства разрабатывается проектной организацией и после экспертизы мини­стерства заказчика направляется на согласование в Госплан.

    ТЭО составляют, как правило, для крупных и сложных трубопроводов; оно предшествует разработке технического или технорабочего проекта и является составной частью задания на их разработку.

    Основное назначение ТЭО — определение эффектив­ности капитальных вложений.

    На основе проработки вариантов в ТЭО должны быть даны выводы и рекомендации, в которых отмечается целесообразность строительства объекта, оптимальный вариант прокладки, сроки и очередность строительства по этапам, а также перечень меро­приятий, требующих решения другими отраслями в связи со строительством объекта. К ТЭО должен быть приложен проект задания на разработку технического или технорабочего проекта.

    В период экспертизы и утверждения ТЭО должно быть рас­смотрено и утверждено задание на проектирование.

    Задание на проектирование составляет организация-заказчик при участии проектной организации, которой поручено выпол­нение проекта. Задание составляется на основе ТЭО с учетом тех­нической возможности.

    Оно должно содержать следующие дан­ные, необходимые для проектирования трубопровода: характе­ристику местности и условий прохождения трассы; наименование транспортируемого продукта и данные о его качестве; указание об объемах перекачки и потребителях продукта; данные о режиме работы трубопровода; перечень материальных ресурсов для обеспечения строительства; перечень необходимых сопутству­ющих сооружений; плановые сроки на проектирование и строи­тельство объекта; характеристику и мощность строительных организаций, намеченных для сооружения трубопровода.

    Вместе с заданием на проектирование заказчик обязан выдать проектной организации исходную документацию (согласно СН 202—76), необходимую для проектирования, и подтверждение на финансовое обеспечение проектирования объекта.

    После утверждения министерством задание на проектирование передают проектной организации. Последняя выполняет комплекс изыскательских работ, цель которых — определить местные усло­вия для выбора оптимального направления трассы. Впоследствии изыскательские материалы в составе проекта выдаются стро­ительной организации, осуществляющей сооружение данного тру­бопровода.

    Технический проект составляют на основе изысканий, в нем определяют технико-экономические показатели эксплуатации объ­екта, основные технические решения по его сооружению и смет­ную стоимость.

    В состав технического проекта входят: общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план трассы трубопровода с переходами (с планами и профилями отдельных участков), проект по рекультивации земель, технологическая часть; раздел по организации труда и управлению производством при эксплуатации объекта, строительная часть, проект организации строительства, сметная часть, вопросы по жилищному и культурно-бытовому строительству. Составы технических проектов каждого магистрального трубопровода уточняются, учитывая действующие в отрасли эталоны проекта. К техническому проекту прилагают спецификации основных материалов и оборудо­вания.

    Утвержденный проектной организацией технический проект передают заказчику, ко­торый на его основе оформляет заявки на поставку материалов и оборудования, затем передает его генеральному подрядчику.

    Технорабочий проект, составляемый при одностадийном проек­тировании, содержит основные вопросы, которые решаются в тех­ническом проекте (но без деталировки решений, принятых в ТЭО), в части: технологии производства выбранного оборудования и взаимосвязанных с ней планировочных и строительных решений, потребности в исходном сырье и ресурсах, состава проектируемой очереди строительства, схемы генерального плана объекта на его полное развитие, технико-экономических и стоимостных пока­зателей всего строительства. Технорабочий проект обычно составляют для небольших и несложных объектов и по содержа­нию совмещают с рабочими чертежами.

    

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Технические оборудование дома