Холодильники «зил»: история бренда + модельный ряд

Самые надежные в СССР  холодильники ЗиЛ, пережившие уничтожение завода.

Фирменный логотип, который вошёл в историю на грузовиках, правительственных лимузинах и… холодильниках.

В этом году будут полностью демонтированы оставшиеся руины московского завода ЗиЛ. Его территория уже значительно освоена новым строительством, что не могло не сказаться на памяти о предприятии.

Чуть-чуть не дотянувший до 100-летия ЗиЛ был не просто одним из головных отраслевых заводов и центров разработки.

Порой он оказывался единственным производственным объединением, которому можно было доверить выпуск хоть и непрофильных, но очень нужных товаров массового спроса.

Вместе с материальными свидетельствами автогиганта есть риск навсегда упустить и эту часть истории отечественной промышленности и дизайна.

Между тем именно история Советского бытового дизайна в последние годы показывает всё растущий спрос и внутри и за пределами России. Складывается интересная ситуация — то, что порой становится ключевыми экспонатами лучших выставок, одновременно служит по назначению в домохозяйствах бывшего СССР, не спеша на свалку.

Содержание

В особенности это касается славных своей надёжностью холодильников ЗиС-ЗиЛ выпуска середины 1950-х — начала 1990-х, вся линейка которых была представлена в заводском музее.

В 1949 году вышло постановление правительства от 07.9.49 г. с поручением Министерствам автомобильной и авиационной промышленности о разработке компрессионных бытовых холодильников. На ЗиС было создано головное конструкторское бюро, возглавленное Сергеем Михайловичем Камишкирцевым, которое тут же принялось за поисковую работу. Развернулось творчество, в духе создания правительственных машин — с анализом лучших заграничных образцов и привлечением смежников из других отраслей. Результатом стали холодильник ДХ-2 и компактная модель для Саратовского завода.

В 1952 году, в рамках пятой пятилетки и 3-й реконструкции завода, ЗиСу было поручено перейти от разработки к производству и наладить массовое изготовление домашних холодильников и велосипедов.

Это не вызывало восторга у дирекции, которую в первую очередь волновало производство грузовиков, но конструкторские и рабочие группы приняли задание с энтузиазмом.

Первые холодильники и велосипеды создавались полукустарно, участками в самых разных цехах, конвейер лишь проектировался.

Строительство отдельного корпуса для холодильников шло очень медленно, а старый был рассчитан лишь на 25 единиц в сутки. Тем не менее в 1952 коллективу ЗиС удалось снизить себестоимость холодильников и увеличить их выпуск на 17%.

Многономенклатурность действительно остро сказывалась на главном конвейере и заставила предприятие просить освобождения хотя бы от велосипедов, несмотря на их отличную репутацию. Было ясно, что правительство, Госплан и Госснаб рассчитывают на ЗиС как производителя холодильников не меньше, чем грузовиков и правительственных лимузинов.

  Популярные в стране велосипеды «Прогресс» были сняты с конвейера ЗиЛа и переведены на ЖВЗ под Брянск

Милионный велосипед и первая модель холодильника ЗиС-Москва.

Создание нового цеха домашних холодильников стоимостью примерно 47 000 000 рублей затянулось более чем на 5 лет. В 1959-ом,цех был закончен. Технология наконец совершила качественный скачок к рентабельности. В самодостаточном цехе была введена холодная штамповка листового металла (то, чего так долго не мог освоить автопром), глубокая механизация, конвейеры общей длиной 2500 погонных метров.

С запуском «завода в заводе» 30% производственной программы стало экспортироваться, 30% распределялось по столичным магазинам и среди сотрудников, а остальное уходило по всей стране, в первую очередь — заслуженным гражданам.

По причине такого контингента, контроль качества холодильников на ЗиЛ (переименован с 1956-го) осуществлялся выше, чем необходимый для ГОСТ. Браком считались даже незначительные косметические дефекты.

Показательно, что руководства эксплуатации всех поколений холодильников были в первую очередь ориентированы на обеспечение полной их бесперебойности и долговечности.

С 1969 года легендарные скруглённые формы ЗиС-Москва ДХ-2 и ЗиЛ-Москва ДХ-3М, уступили место конструктивно-линейному дизайну ЗиЛ-62 КШ-240/26. Были исправлены недочёты конструкции, снизилась металлоёмкость, а дизайн был актуализирован новейшим мировым тенденциям, одновременно соответствуя габаритам хрущёвок. ЗиЛ-62 остался известен своим светящимся рубиновым логотипом.

ЗиЛ-62.

В 1976 году ЗиЛ-62 КШ-240/26, который больше не мог конкурировать с моделями других советских производителей, сменила модель ЗиЛ-63 КШ-260/26, ставшая поистине рентабельной и удобной в эксплуатации. Именно она получила введённый в том же году канонический фирменный логотип «ЗиЛ» и эргономичную, травмобезопасную хромированную ручку двери.

При этом в конце 70-х уже была разработана трёхкамерная модель ЗиЛ-65 с ёмкостью 400 литров против прежних 240.

Для её разработки были привлечены художники-конструкторы из ВНИИТЭ, специалисты Института жилища и американская фирма, основанная человеком, который ввёл само понятие «промышленный дизайн» — Рэймондом Лоуи.

Однако модель была принята к производству с опозданием и лишь мелкосерийно, а специально созданный под неё завод в Караганде пал жертвой развала СССР.

ЗиЛ-65 с открытыми дверцами.

Вплоть до 1990-х, когда цех домашних холодильников стал отдельным предприятием, его продукция оставалась одной из лучших в стране.

Однако после развала СССР завод предпринял попытки удешевления конструкции, перестал выполнять обязательства по обслуживанию, закономерно начав терять спрос и объёмы выпуска.

Как и материнское автомобильное предприятие, ОАО «Московский завод домашних холодильников» начал то простаивать, то получать огромные материальные вливания, в конце концов закрывшись даже раньше автозавода.

Источник

историяСССРразное интересноетехника СССРхолодильник ЗиЛзавод ЗилНравится:0

Холодильники “ЗИЛ”: история бренда + секрет долгожительства

СССР давно распался, многие заводы модернизировали или полностью заменили производственные линии, выпускавшие бытовую технику.

Но некоторые инженерные проекты до сих пор удивляют своей надежностью, несмотря на неидеальные условия эксплуатации.

Одним из таких примеров является холодильник ЗиЛ – воистину «неубиваемая» техника, которую и сейчас можно встретить на кухнях наших квартир или дач. В чем же секрет такого долголетия? Попробуем разобраться.

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.

Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.

Впервые знаменитые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года, но так как их «родной» автомобилестроительный завод был назван в честь Сталина, то и логотип приборов складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а уже с 1956 года, когда предприятие переименовали в «Завод имени Лихачева», его продукция стала брендом ЗиЛ

Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку.

Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн.

«ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители, с которыми отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.

Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.

Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия остались только несколько зданий, которые были реконструированы и превращены в автоцентр с шоу-румами

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.

Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • Стильный (на то время) внешний вид.
  • Качественная сборка.
  • Толстостенный крепкий корпус.
  • Прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки.
  • Лояльность к перепадам напряжения в сети.
  • Легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества.

Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса (на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами).

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям.

Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности, а не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачева было создано несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела свои неоспоримые на то время достоинства. Конечно, не обошлось и без недостатков, но по сроку эксплуатации советские холодильники оставляют далеко позади современные приборы, а многие из них верно служат своим владельцам до сих пор. Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов.

Первый холодильник завода – «ЗиС» ДХ-2

Флагман предприятия собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода им. Лихачева имела небольшую морозильную камеру с объемом 8 л, испаритель из нержавейки и надежный стальной конденсатор.

Корпус с округлыми углами и обтекаемыми формами был выполнен из сварной стали толщиной 8 мм и защищен от коррозии слоем силикатной эмали.

Читайте также:  Септики “чисток”: обзор модельного ряда и правила установки

Характерная «изюминка» модели – массивная ручка, которая могла использоваться как замок.

Объем первого холодильника ДХ-2 составлял 165 л, но при этом имел довольно компактные размеры: его высота была 133 см при ширине 67 см

Но «первый блин» завода имел и внушительные недостатки:

  • В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6°C прибор в жарком климате не вытягивал).
  • При производстве использовалось огромное количество металла.
  • Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
  • На то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на модели в 85 л был намного выше). Но со временем, когда народ оценил преимущества хранения продуктов в холодильнике вместо авоськи за окном, этот недостаток не только превратился в достоинство, а и послужил толчком для разработки более вместительных приборов.

Таких холодильников было выпущено немного – около 50 тысяч в год. А сегодня эта модель приравнивается к раритетной технике. Известен случай, когда в Казахстане удалось продать агрегат почти за 1 млн. тенге, но это, скорее, счастливая случайность, чем адекватная цена прибора.

Усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Вторая модель завода им. Лихачева выпускалась в 1960-1969 гг., причем объемы производства значительно возросли благодаря уже высокому спросу и самой лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей. Холодильники этой линейки имели общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения увеличилось до 29 л.

Ежегодно на предприятии выпускалось около 120 тыс. «ЗиЛов» КХ-240, и именно эта модель стала первым советским холодильником, отправленным на экспорт в другие страны

Помимо увеличения полезного объема, у модернизированного «ЗиЛа» были предусмотрены 4 дюралюминиевые полки под посуду различных габаритов, освещаемые и вскрытые лаком. Также появились лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» под бутылки. В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.

Температура в морозильной камере холодильника поддерживалась за счет работы терморегулятора с возможностью ручной регулировки степени охлаждения

Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили срок хранения провизии за счет установленной для НТО температуры в -10 градусов. Дверной проем был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.

Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.

 Прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модели «ЗиЛа» существенно изменился внешний вид агрегата. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, дизайн прибора не позволяет компактно разместить его на малогабаритных советских кухнях, поэтому форма корпуса приобрела вид прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.

Маркировка с двумя звездочками означала, что в новых моделях холодильниках ЗиЛ-62 морозильная камера способна поддерживать температуру на уровне -12 градусов

При этом объем прибора остался прежним – 240 литров, зато новые модели можно было установить в одном блоке с кухонным гарнитуром, и использовать верхнюю поверхность как полку (с предыдущих покатых форм предметы постоянно падали). Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса приведена к стандарту – 60 см.

Недостатки «ЗиЛ-62»:

  • Устаревшая модель компрессора, знаменитая громким «звуковым сопровождением» при работе.
  • Низкое качество теплоизоляции, которая не позволяла значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводила к появлению снежной «шубы» на морозильной камере.
  • Полки, которые затрудняли хранить продукты в нестандартных емкостях.
  • Новый «травмоопасный» дизайн ручки с острыми краями.

Кроме того, разработчикам так и не удалось устранить основные производственные проблемы предыдущих версий – большой расход металла и трудоемкость изготовления.

«Переходная» линейка холодильников «ЗиЛ-63» и «ЗиЛ-64»

С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с системой автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом, спрос на «ЗиЛы» резко упал. Поэтому конструкторскому бюро завода им. Лихачева было поручено создать проект трехкамерного холодильника, который мог бы конкурировать не только с отечественными, а и зарубежными приборами.

Один из опытных образцов трехкамерного «ЗИЛа-65» с системой электроуправления и рабочим объемом 600 л, который так и не вошел в серийное производство

Дизайн новых приборов разрабатывался вместе с профильными институтами, а для замены устаревшего компрессора была приобретена лицензия у американского бренда Tecumsen.

Но, как оказалось, промышленные мощности завода не были готовы к воплощению перспективного проекта в жизнь – он «заглох», как только выяснилось, что потребуется постройка нового цеха и закупка производственной линии за дефицитную тогда валюту.

Поэтому на основе новых разработок была выпущена модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 г.

И хотя прибор задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличные показатели рентабельности «затянули» его производство на 12 лет.

Руководство устраивали высокие объемы продаж, поэтому перспективные разработки были отложены в сторону.

  • В холодильниках «ЗиЛ-63» была впервые применена технология «подвесной ручки», которая могла быть установлена для лево- или правостороннего открытия
  • В «Зил-63» был установлен компрессионный холодильный агрегат, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой крепились на пружинной подвеске и прятались под общим кожухом.
  • Достоинства новой линейки:
  • Улучшенная теплоизоляция.
  • Уменьшение шумности – машинный отсек прибора стал закрываться звукопоглощающим щитом.
  • Полки из металлических прутьев, комфортно регулируемые по высоте с шагом 3 см.
  • Увеличение полезного объема на 20 л.
  • Возможность «перевешивать» дверцы в удобную сторону.
  • Облегченная съемная ручка удобной длины.

Кроме этого, прибор был дополнен многочисленными элементами комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделениями для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открытия двери до 105 градусов, регулируемыми роликами для транспортировки, формой для приготовления льда, контейнером со стеклянной крышкой для сохранения свежих овощей и фруктов.

К недостаткам можно было причислить оставшуюся ручной разморозку, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который по прежнему изготавливался на самом заводе. Но упорное использования отсталых технологий и прекращение непрерывного совершенствования своего продукта отобрали «пальму первенства» у холодильников «ЗиЛ».

С 1988 г в продажу поступили модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30, которые выпускались до 2001 года. В этих холодильниках уже появилось автоматическая функция оттаивания, улучшенная ППУ-изоляция и возможность снижения температуры заморозки до -18 градусов. Объем НТО был увеличен до 30 дм3, в нем появилась разделительная пластмассовая полка для рационального размещения продуктов.

Инновационная система охлаждения и авторазморозки с выводом талой воды из камеры в холодильниках «ЗиЛ-64» — аналог современной «NoFrost»

Но конкурировать с иностранными производителями эти приборы долго не смогли, поэтому их производство было остановлено.

Видео о легендарных холодильниках

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя. Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого (правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой). Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

  • История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:
  • Замена термостата у «ЗиЛ-64»:
  • Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:
  • Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.

    Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Зил модельный ряд: грузовиков, фото, история, автомобили, холодильники

    Когда мы слышим марку ЗИЛ, она у нас ассоциируется с большим грузовиком. Однако модельный ряд ЗИЛ представленный не только грузовыми автомобилями. Сюда входят и легковые автомобили, и гоночные автомобили, даже холодильники. Но все по порядку. Во первых, рассмотрим историю развития этой марки.

    На фото самая распространенная модель ЗИЛ 130

    Модельный ряд на ранних стадиях производства

    Сам завод ЗИЛ был основан в 1916 году. Учитывая ситуацию в стране, которая сложилась на тот момент, развитие завода переживало не самые лучшие времена. Послевоенная обстановка способствовала замедленному развитию промышленности и предполагала активное участие в проекте множества сил, чтобы набрать мощность производства.

    В этот период завод в основном занимался ремонтом вернувшихся с фронта грузовиков и мотоциклов. Свой первый грузовик ЗИЛ выпустил в 1924 году. Это был большой скачок. Этот грузовик был создан по концепту итальянского грузовика ФИАТ .Он получил название АМО-Ф-15.

    Его главным недостатком была большая стоимость производства. Поскольку грузовик собирался из многих цветных металлов и ко всему кустарным способом, его стоимость была действительно большой.

    Для сравнения автомобиль Форд в Америке стоил порядка 800-900 рублей, тогда как отечественный грузовик 8000-8500 рублей. Индустриализация быстро развивалась и приносила большие изменения в производство, тем самым сокращая стоимость товаров. Это привело к необходимости перехода на новую модель, которая будет дешевле и выгоднее.

    В 1930 году руководство ЗИЛ купили лицензию на американский грузовик и начали переделывать завод на производство новой модели. В конце всех усовершенствований был получен новый грузовик, который получил название ЗИС-5.

    Читайте также:  Ремонт газовой плиты своими руками: типовые поломки и методы их устранения

    Эта модель получила более 20 модификаций. Это было большое достижение для завода. В сутки он выпускал 60 грузовиков. Самым сложным периодом для завода были 1937-1938 года, поскольку вследствие сталинских репрессий руководство завода полностью поменялось.

    В 1951 году был налажен выпуск холодильников, которые отличались большой надежностью по сравнению с присутствующими на рынке. Примерно в это же время наладили выпуск легковых элитных автомобилей высшего класса ЗИС-101. Эти автомобили были самыми практически бесшумными.

    В 1953 году было создано особое подразделение, которое совместно с Китаем начало разработки вездеходов и прочих автомобилей специального назначения.

    Новый легковой автомобиль был создан в 1957 году. Он получил название  ЗИС-50. В этих же годах глубокую модернизацию прошел и грузовик и усовершенствованную модель (ЗИС-130) продавали на американском рынке.

    Этот новый грузовик получил двигатель мощностью 140 лошадей, гидроусилитель, трёхместную кабину, ветровое стекло с дворником. Его новый дизайн, разработанный дизайнерами ЗИЛ, действительно был достойным показаться на американском рынке. А надежность, благодаря качеству  производства, не вызывала сомнений.

    Легковые автомобили

    Успех производства легковых автомобилей пришелся на 1970-1980 года.  Сами автомобили были усовершенствованы и признаны лучшими на советском рынке. Мы рассмотрим самые удачные модели легковых автомобилей.

    Самой известной моделью, пожалуй, является ЗИЛ-117. Это седан высшего класса, который был выпущен в 1971 году. Он воплощал элегантность и роскошь, являясь самым блестящим седаном того времени.

    Он получил восьми цилиндровый бензиновый двигатель объемом почти 7 литров, гидроусилитель рулевого управления, стекло подъемники всех дверей на электроприводе, кондиционер и атермальные стекла. Мощность двигателя достигала трехсот лошадиных сил.

    Из лимузинов, предназначенных для правителей, самыми удачными считаются ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115. ЗИЛ-114 вмещал 7 человек, имел двигатель по характеристикам схожий с тем, который был у седана ЗИЛ-117.

    Модели выпускались на протяжении одиннадцати лет. За это время было выпущено 113 экземпляров таких автомобилей.

    Такими лимузинами пользовались представители правительства, поскольку это были самые элитные автомобили того времени.

    К 1970 году дизайн, да и сам автомобиль ЗИЛ-114 устарел. НА его смену пришел новый ЗИЛ-115. В этом лимузине был двигатель мощностью 315 лошадиных сил, также обновленный дизайн придал автомобилю представительный вид.

    В салоне было две независимые системы отопления и кондиционирования. Трехслойные окна обеспечивали защиту как от механических повреждений, так и от перепада температуры. В салоне был встроен радиоприемник и проигрыватель, что было весьма эксклюзивно на то время.

    С этих годов завод работал примерно в том же режиме. Он поставлял грузовики, холодильники, легковые автомобили на рынок, которые полностью удовлетворяли потребителей.

    Кризис

    В 1980 году завод выглядел уже устаревшем. Новые технологии производства, появившиеся за двадцать лет, не нашли места на заводе, он уже не успевал за развитием индустрии. Новые конструкторские решения было сложно воплотить в жизнь, поскольку завод осваивал новый дизельный двигатель, производство которого было нелегко наладить. Свои разработки грузовика без капота были переданы КАМАЗу.

    Автобусы

    Чем же были представлены продукты ЗИЛ на автобусном рынке. Первый автобус этой марки был создан в 1926 году.

    Он вмещал 14 пассажиров и разгонялся до 50 километров в час, что само по себе было неплохим результатом на те года.

    Самым популярным в довоенный период был автобус ЗИС-8, который уже вмещал 22 пассажира, имел шести цилиндровый двигатель и разгонялся до шестидесяти километров в час. В военный период производство было милитаризировано.

    В послевоенный период одной из главных моделей автобусов, на которой было сфокусировано производство была модель ЗИС-154 и ЗИС-155.

    Он получил новый дизельный двигатель, который позволял ездить со скоростью 65-70 километров в час, вмещал 40 пассажиров. В шестидесятых годах этого же столетия также был выпущен ЗИС-158, который получил форсированный двигатель, вымещал шестьдесят пассажиров, тридцать два из которых могли перемещаться в сидячем положении.

    Однако сам автобус потяжелел до 10 тонн, поэтому максимальная скорость ограничивалась 65 километрами в час. Самыми знакомыми автобусами междугороднего соединения стали автобусы модели ЗИС-154. Эти автобусы получили большое распространение, и долго служили на дорогах, даже и до нашего времени можно встретить некоторые модификации этих автобусов.

    Грузовик ЗИЛ 157 – внедорожник производства СССР.

    Холодильники ЗИЛ: технические характеристики, инструкции, модельный ряд

    Качеству и надежности холодильного оборудования, производимого в советском государстве, могли позавидовать иностранные производители. Один из шедевров инженерной мысли – холодильник ЗИЛ. Надежность агрегатов проверена временем. Более полувековой период эксплуатации в условиях далеких от идеальных тому подтверждение.

    В последние 2 года резко повысился спрос на бытовое оборудование времен СССР. Стоимость некоторых образцов ЗИЛ красного цвета доходит до 100000 рублей. Действующие приборы первых выпусков до сих пор служат хозяевам. В рамках этой статьи речь пойдет: о технических особенностях домашнего оборудования советского производства, моделях, возможности ремонта своими силами.

    Технические специалисты, и обычные пользователи подтверждают качество комплектующих и ремонтопригодность агрегатов. Устойчивость к резким изменениям электрического напряжения; прочность корпуса и внутренних частей морозильных приборов; не абсорбирующий запахи материал; легкость в разборке – основные качества техники ЗИЛ, выпускаемой СССР в послевоенные годы.

    На заводе имени Сталина (переименован в завод Лихачева) предъявлялись строгие требования к качеству продукции. Малейшие изъяны в виде царапины и некондиционного цвета служили причиной отбраковки. Технические детали – компрессор, двигатель, реле, были на особом учете и проходили тщательную проверку.

    Жесткие требования к качеству всех деталей оправдывались особенностями сбыта. Часть холодильников предназначалась чиновникам по распределительным квотам. Вторая часть элитного оборудования продавалась за рубеж. Остальные приборы продавались в розничных магазинах столицы.

    В качестве теплоизоляции между внутренней и внешней обшивкой агрегата использовали стекловолокно – вполне долговечный материал. Контакты многих деталей в технике имеют напыление из золота и серебра. Этим обеспечивался продолжительный срок работы домашнего оборудования до 50 лет. Инструкции к ретро технике содержат информацию о наличии ценных металлов.

    В некоторых домах сегодня продолжают работать образцы пятидесятых, шестидесятых годов выпуска модельного ряда ЗиЛ и Саратов. Высокий уровень производства того времени – пример для подражания современным предприятиям.

    Холодильник ЗИЛ 64

    Разработчики приборов ЗИЛ 64 кш 1988 года выпуска порадовали владельцев значительными техническими усовершенствованиями.

    • Автоматическая разморозка.
    • Наличие трубопровода для отвода талой воды из камер.
    • Повышенный температурный режим до -18 градусов.
    • Увеличенный размер морозильника.
    • Улучшенные изоляционные свойства.
    • Улучшенная внутренняя планировка.
    • Оснащение колесиками для перемещения.
    • Перевешивание двери.

    Положительным качеством является автоматическое оттаивание и удаление влаги в морозильном отделении.

    Минусом модели является ручное управление оттаиванием при повышении температуры окружающей среды выше + 30 градусов. Терморегулятор необходимо ставить на 0. Аппарат включается только после полного оттаивания в автоматическом режиме.

    Ремонт холодильника ЗИЛ 64

    Характерной особенностью марки ЗИЛ является долговечность узлов. Много старой техники работает без значительного ремонта по 30-50 лет. В большинстве случаев выходят из строя реле. Замена не представляет сложности.

    Разбирать старые образцы техники очень легко. На задней стенке шкафа внизу необходимо открутить конденсатор (2 болта) и весь агрегат (4 болта). Затем выдвинуть механизм на себя, освободить реле от пружинного крепления и двух проводов.

    Вытянуть деталь из разъемов.

    Холодильник ЗИЛ Москва (1951-1957)

    Первые приборы для охлаждения продуктов появились в розничной сети столицы СССР в конце зимы 1951 года. На заводе имени Сталина производилось ограниченное количество холодильного оборудования.

    Довоенное производство не успело набрать обороты. Послевоенный период требовал неимоверных усилий по восстановлению разрушенного хозяйства. К 1957 году было выпущено всего 7000 холодильников.

    Обтекаемые формы – характерная особенность первых агрегатов марки ЗИЛ. Продукция завода ЗИС (ЗИЛ) изготавливалась из пищевой прочной и качественной стали с антикоррозийным покрытием. Толщина обшивки составляла не менее 8 сантиметров. Приборы производились по высоте около полутора метров. Ширина агрегатов около 70 см.

    Для первых моделей особенностью является наличие больших ручек с затворным механизмами, кнопками и замками. Корпус приборов покрывали прочной белой эмалью. Десятилетия эксплуатации не смогли разрушить покрытие таких агрегатов.

    Эмаль не впитывает запахи, с легкостью отмывается даже с помощью абразивных веществ от грязи и кислот. Полезный объем приборов составлял около 170 литров, что было вполне приемлемо для владельцев того времени.

    Компрессор холодильника ЗИЛ

    В нижней части сзади шкафа устанавливался герметичный компрессор, рассчитанный на напряжение 110-127. В стране изготавливались свои качественные компрессоры. Обеспечивался длительный срок работы благодаря низкому напряжению и малым оборотам. Компенсировались низкие обороты большой компрессией.

    Холодильник ЗИС

    К зиме 1949 года в СССР появился опытный образец с наименованием ЗИС-Москва ДХ2. В создании техники принимали участие специалисты из авиационной и автомобильной отрасли. Наладилось массовое производство зис. В конце зимы 1951 года холодильники появились в розничной торговой сети. Переименовали завод и марку после смерти Сталина.

    Технические характеристики холодильника ЗИЛ кш 240 (модель 62)

    Новый холодильный агрегат третьей модели с обозначением кш 240 появился в розничной сети столицы в 1969 году. Конструкторское бюро завода максимально адаптировало прибор к городскому малогабаритному жилью. Форма изменилась с округлой на квадратную, что идеально вписывалось в интерьер небольших кухонных помещений.

    Компрессор остался прежним, при работе производившим сильный шум. Объем морозильной камеры – 26 кубических дециметров. Полезный объем внутреннего пространства не меняли – 240 л.

    Читайте также:  Замена газовой колонки в квартире: нормы и требования к замене газовоговодонагревателя

    На аппарате появилось обозначение с двумя звездами. Это указывало на усовершенствованную модель – морозилка поддерживала -12 градусов.

    Существенным недостатком осталась плохая теплоизоляция, из-за чего происходило сильное намерзание снега на камере.

    Впервые на двери были применены магнитные уплотнители. На прежних моделях использовались резиновые полосы. Такое усовершенствование позволило эксплуатировать оборудование в условиях жаркого климата. Как в предыдущих образцах изготовление новой версии агрегата требовало больших трудовых затрат и металла.

    Холодильник ЗИЛ 62

    Модель 62 выпустили в 1969 году. Корпус приобрел прямоугольную форму и легко располагался в ограниченном пространстве кухни. Общий полезный объем оборудования осталось прежним – 240 литров.

    Технические характеристики холодильника ЗИЛ 63 кш 260

    Первая партия более комфортабельного бытового оборудования ЗИЛ 63 поступила в розничную продажу в 1976 году. Обновленный механизм при работе издавал значительно меньше шума, был почти как немой.

    Морозильная камера капельного типа стала большего размера 30 дециметров в кубе и обеспечивала температуру -18 градусов. Для изготовления камеры использовалась высококачественная сталь.

    Температура регулировалась с помощью ручки реле. При повышенной температуре для оттаивания и удаления инея ручка переводилась в нулевое положение. Затем устанавливалась в нужное положение. Механизм запускался автоматически после полного оттаивания.

    Произошли изменения в конструкции двери. Появилась возможность перевешивать на удобную сторону. Для теплоизоляции использовано стекловолокно. Дверцу оснастили ячейками для бутылок и яиц. Модель 63 выпускали около десяти лет.

    Сколько весит холодильник ЗИЛ

    Оборудование образца 63 весит 60 килограмм. Более поздние модели весили значительно больше ввиду использования массивных стальных корпусов – 80 кг.

    Холодильник ЗИЛ 1988

    С 1975 по 1995 год выпускались модели ЗИЛ 65. Качество последних серий уже не могло конкурировать с зарубежными агрегатами.

    Электрическая схема холодильника ЗИЛ

    Принципиальная схема агрегатов зил включает следующие части:

    • Электродвигатель;
    • датчик-реле (ДР) температурного режима;
    • пусковая обмотка (ПО);
    • рабочая обмотка (РО);
    • пуско-защитное реле;
    • дверной выключатель;
    • электролампа;
    • электрический шнур.

    В случае самостоятельного ремонта в схеме легко разобраться.

    Что может быть ценного в старом холодильнике ЗИЛ

    Ценным в старых образцах холодильников является качественный механизм, прочная стальная обшивка. Эмалевое покрытие выдерживает кислоты. Морозильные камеры очень прочные – изготовлены из прессованной стали. В современных моделях применяют алюминий, который легко повреждается при механическом воздействии.

    Ценятся за качество старые компрессоры, электродвигатели, регуляторы мощности.

    Красный холодильник ЗИЛ

    Холодильники с маркой ЗИЛ окрашивались белой эмалью. Красный или желтый цвет они стали приобретать после реставрации. На некоторых аукционах можно встретить и другую необычную окраску рабочих экземпляров ЗИЛ. Для раритетных корпусов стали использовать тюнинг, что придало старой технике привлекательный и эстетичный вид.

    Морозилка ЗИЛ

    Камера для замораживания продуктов выполнялась из пищевой прессованной стали толщиной в несколько сантиметров. Такое устройство обеспечивало долговечность оборудования. В более поздних вариантах стал применяться алюминий, что повлияло на качество изделий. При легком повреждении во время разморозки из строя выходил весь агрегат.

    Камеры были разного размера в зависимости от серии.

    Для старых образцов почти не требовался ремонт, производителем гарантировался длительный срок эксплуатации. Чего нельзя сказать про более поздние модели.

    Как разобрать холодильник ЗИЛ

    Чтобы разобрать агрегат необходимо выполнить следующие действия:

    • На задней стенке шкафа открутить винты (10 штук);
    • снять крышку;
    • удалить теплоизоляцию из люка;
    • снять с проводов и трубок резиновые уплотнители;
    • открутить испаритель;
    • снять поддон;
    • через специальное отверстие люка (рука с трудом проходит) вытащить испаритель;
    • отсоединить провода от РТП (тепловое реле).

    Для снятия терморегулятора необходимо:

    • Открепить сильфон от испарителя;
    • вытянуть ручку терморегулятора;
    • открутить и снять щиток терморегулятора;
    • отсоединить провода, связывающие электро схему с реле.

    Холодильник ЗИЛ с замком

    Старые модели холодильников образца 1951-57 годов снабжались ручками с запорным механизмом и замком. В более поздних моделях использовали обычные ручки. Дверь стала закрываться с помощью магнитного уплотнителя.

    Видео: Кузовной ремонт холодильника ЗИЛ 1965 года

    Видео: Бренды Советской эпохи. Холодильник “ЗИЛ”

    О заводе холодильников "зил"

    В качестве вступления немного предыстории: Выпускать холодильники «ЗиЛ», те самые знаменитые и «неубиваемые» холодильники, иметь которые мечтала каждая советская семья, завод перестал в 2000 году, в связи с полной изношенностью оборудования и обещанной правительством Москвы модернизацией производства. Однако, цех холодильников сломали, а модернизация, в то время, так и не не состоялась.

    Только в 2010 году Юрий Михайлович Лужков принял решение реорганизовать ОАО «Московский завод домашних холодильников», бывший завод бытовых холодильников “ЗиЛ”, путем переноса производства в г. Ярославль, покупки нового оборудования и строительства современных производственных корпусов. Для этих целей был приобретен имущественный комплекс и производственные мощности ОАО «Холодмаш» в г.

     Ярославль, ранее выпускавшего холодильные мотор-компрессоры. Данная акция была осуществлена по поручению Правительства Москвы (в рамках Федеральной стратегии по модернизации экономики, утвержденной Президентом РФ).

    «Московскому заводу домашних холодильников» было поручено вывести предприятие на проектную производственную мощность по выпуску более 40 моделей компрессоров бытового и коммерческого назначения. На следующем этапе планировалось строительство завода бытовых холодильников, совместно с компанией “Haier”, с которой уже было подписано соответствующее соглашение на межправительственном уровне.

    Однако, после известной отставки Ю.М. Лужкова, его приемник полностью прекратил поддержку всех проектов. Образованное им правительство Москвы приняло решение о передаче акций ОАО “МЗДХ” в собственность правительству Ярославской области, в рамках политики избавления от непрофильных активов, провозглашенной и осуществляемой новым мэром Москвы. 09 февраля 2012 года C.С.

     Собянин подписал соответствующее распоряжение правительства столицы. Ярославской области передаются 362,6 тыс. акций, что составляет 100% доли Москвы в уставном капитале общества. Имущество, подлежащее реальной передаче, состоит из двух корпусов на территории бывшего Ярославского завода “Холодмаш”, оборудования по производству компрессоров серий “Р” и “V”.

    В связи с этим решением, в Ярославле складывается следующая ситуация. Губернатор и правительство области весьма заинтересованы в том, чтобы производство на бывшем “Холодмаше” было возрождено, чтобы функционировал завод, и были рабочие места. Однако средств у области на развитие производства нет, и в обозримой перспективе не предвидится.

    В связи с этим руководство области поставлено в затруднительное положение – придется нести моральную и политическую ответственность за последующее банкротство предприятия, на подъем которого нет средств. Сейчас, соответствующими службами в администрации области, ведется поиск инвестора, но результат пока равен нулю.

    Решить проблему, на мой взгляд, может организация, в сферу интересов которой входит развитие родственного бизнеса на территории РФ, которая предложит нашему губернатору и правительству области взяться за восстановление производства на указанном предприятии.

    Формы участия могут быть различными — выкуп предприятия полностью в собственность инвестора, создание совместного предприятия с участием области и т.д. В связи с этим уточняю еще раз, что ОАО «Московский завод домашних холодильников» сейчас — это два корпуса в Ярославле, на территории бывшего ОАО «Холодмаш», плюс право собственности на знаменитый бренд «ЗиЛ — Москва». Практически все Московские площади МЗДХ переходят к автомобильному заводу «ЗиЛ» в счет погашения долгов за газ и электроэнергию. Привожу данные по Ярославским корпусам:

    • Цех производства компрессоров (ЦПК) – 9,5 тыс. м². Отремонтирован, в отличном состоянии, оборудование полностью восстановлено и готово к производству.
    • Цех № 25 — 1,8 тыс. м². Отремонтирован, в отличном состоянии. Есть автомобильная рампа и ж/д ветка. Используется под склад. Самое ценное, что переходит в собственность правительства Ярославскойобласти — это право собственности на бренд «Зил — Москва». Бренд этот до сих пор имеет огромный потенциал, который основывается на памяти старших поколений о замечательном для своего времени холодильнике, многие экземпляры которого сохранились в рабочем состоянии и до сегодняшнего дня. Более того, эта память не просто о холодильнике, а память о символе жизненного благополучия, которым этот бренд, в свое время, являлся для всего населения СССР. Самое интересное, что память эта передается и младшим поколениям.У меня сложилось глубочайшее убеждение, основанное на опыте продаж бытовой техники «ЗиЛ — Москва», что если в ближайшее время под этим брендом наладить выпуск недорогих, но надежно работающих холодильников, то можно будет не просто захватить приличную долю рынка стран СНГ, а занять на нем лидирующее положение. Это же мнение высказывают и серьезные маркетинговые компании – например Pentabuisness. Есть ее большое исследование на эту тему в электронном виде. Вслед за холодильниками можно начать производство (или продажи, без организации производства) других видов бытовой техники под тем же брендом. Это газовые плиты и стиральные машины, мелкобытовая кухонная техника и другие виды бытовых приборов, т.е. можно создать мощный торговый оборот, под вышеуказанным брендом, где продажи холодильников будут выступать “локомотивом” для остальных видов продукции. В этой же связке, существует еще один вариант — вариант развития производства холодильных компрессоров для бытовыххолодильников и торгового холодильного оборудования. В России не осталось ни одного подобного производства, поэтому тот, кто освоит эту тематику, автоматически получит большие преимущества.
      • Заключаются они в заинтересованности многих производителей
      • также в получении налоговых льгот от использования в производстве
      • определенной модернизации, по поводу которой, так же есть наработки.
      • трудно найти более интересное направление чем то, о котором идет
      • Теперь несколько слов о команде проекта.

      холодильной техники иметь близко расположенного производителя, а российских комплектующих. Указанное производство нуждается в В завершение, хочу сказать, что для серьезных инвестиций в РФ, речь выше. Для реализации вышеизложенных проектов была собрана очень сильная инженерно техническая команда, подобраны высококвалифицированные рабочие кадры. Все эти люди сейчас работают в других местах, но в случае начала реального возрождения производства, все вернутся на завод. Вернутся, потому что даже простые рабочие и те понимали, насколько важным и интересным делом они занимались. В заключение, призываю всех профессионалов, кого так или иначе затронула эта тема, принять участие в дискуссии на тему, каким образом можно решить вопрос возрождения завода холодильников “ЗиЛ”.

  • С уважением бывший зам. коммерческого директора МЗДХ Сафонов Валерий Иванович
  • E-mail: #
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Технические оборудование дома