Почему взрываются газовые баллоны: основные причины аварий

Бытовой пропан является не только источником тсвета и тепла, но и представляет из себя бомбу замедленного дейставия. Мало кто себе представляет что обычный пропановый баллон может нести такую опасность, но если Вы посмотриет на эту картинку то поймете что опасности Вы подвергаетесь каждый день нарушая эти правила:

Давайте разберемся почему взрывается газ? Галвной причиной как и во всех наших бедах являемся мы сами, а именно неправильное хранение и эксплуатация.

Для того что бы пропан «сдетонировал» он должен смешаться с кислородом, поэтому никакого запаха пропана в помещение не должно быть!

А теперь на примерах рассмотрим опасные ситуации:

  • Вскипела вода в кастрюле и случайно затушила пламя, но газ продолжает поступать в помещение, отсюда-взрыв, пожар.
  • Вы заносите в теплое помещение холодный баллон что приводит к резкой смене температур, это в свою очередь повышает внутреннее давление в баллоне, отсюда следствие взрыв.
  • Еще одной причиной являеются микротрещины внутри баллона. Даже если баллон красивый то внутри может таится опасность! Если Вы когда нибудь встряхивали пустой баллон, то наверняка чувствовали шуршание, это конденсат который приводит к коррозии. Отсюда следвие: взрыв, пожар.
    в этом плане абсолютно безопасны! Там просто нечему ржаветь.
  • Самый банальный случай это перетертые шланги в местах соединения или использование плохой прокладки на редуктор. Газ начнет заполнять пустоты и любая искра приведет к пожару!омедДа
  • Утечка газа из трещины в износившимся, перетертом шланге. Утечка из мест соединения шланга с баллоном или плитой. Газ постепенно заполняет помещение, далее опять-таки любая искра воспламеняет скопившийся пропан. Но в этом случае поможет только ответственность человека!

Тут приведено минимум причин по которым происходят взрывы бытовох баллонов, почти со всеми помогает справиться полимерный баллон, который абсолютно безопасен, и с которым Вы сможете быть спакойны за своих близких и родных!

Вы всё ещё пользуетесь металлическим газовым баллоном? Скорее замените его на безопасный и современный полимерно-композитный аналог!

Металлические газовые баллоны — это вчерашний день.

Тяжелые, неудобные в эксплуатации, подверженные коррозии, и, наконец, взрывоопасные! Напротив, современные полимерно-композитные газовые баллоны
отличаются малым весом, привлекательно выглядят, удобны в эксплуатации.

Благодаря абсолютной химической инертности материала, из которого они изготовлены, такие баллоны совершенно не подвержены коррозии, а сам корпус баллона при нагревании до высоких температур становится мембраной через которую могут проходить малые порции газа недостаточные для взрыва, что делает его эксплуатацию абсолютно безопасной. Кроме того, стенки полимерно-композитного газового баллона прозрачны, поэтому уровень газа в них можно контролировать визуально, что очень удобно: видно, что газ заканчивается, и баллон пора заменить.

Тем не менее, многие потребители боятся покупать газовые баллоны. Давайте разберёмся, что может стать причиной их взрыва, и как этого избежать. Собираясь , необходимо раз и навсегда запомнить несколько простых закономерностей, которым подчинена их эксплуатация.

Итак, газовый баллон может взорваться, если:

  • Нарушены правила его заправки
    . В основном это актуально для морально устаревших металлических газовых баллонов, в которых невозможен визуальный контроль количества заправленного газа.

    И если заполнить такой баллон газом доверху, особенно в холодном помещении или на улице в холодное время года, то при попадании в тепло газ внутри баллона также нагреется и сильно расширится. И если в баллоне нет свободного места, баллон от резкого повышения давления внутри может взорваться.

    К счастью, с полимерно-композитными газовыми баллонами возникновение такой ситуации невозможно. Во-первых, уровень газа в баллоне, благодаря прозрачным стенкам, можно контролировать на глаз.

    Важно лишь соблюдать при заправке баллона простые правила: при заправке баллона ориентироваться на его вес, а не на литраж, и не заполнять баллон более чем на 80% ёмкости. В нашем баллоне есть специальное приспособление, которое исключает закачку избыточного газа. Заправку нашего баллона даже не нужно контролировать-закачать избыточный газ просто невозможно.

  • Газ неправильно смешан
    . Нередко в баллонах с целью экономии используется не дорогостоящий пропан, а его смесь с более дешевым бутаном. Однако следует помнить, что у этих газов разная рабочая температура. И если бутан при температуре ниже нуля перестаёт работать, то пропан способен гореть даже в сильный мороз. Поэтому в холодное зимнее время пропорции пропана и бутана в газовой смеси должна составлять 9:1. Летом же эти газы допустимо смешивать и поровну — смесь будет гореть исправно. Неправильные пропорции газов в смеси могут стать причиной взрыва.
  • Ещё одним важным пунктом, о котором следует помнить при эксплуатации газового баллона, является удаление из него конденсата.

    В прозрачных полимерно-композитных баллонах иногда можно заметить, что на дне баллона ещё что-то есть, но оно не горит. Это — газовый конденсат, и перед очередной заправкой баллона его необходимо тщательно удалить. Делать это должны специалисты, строго в условиях специализированных станций по обслуживанию газовых баллонов, но никак не в домашних условиях.

    Если тщательно придерживаться этих правил, эксплуатация газового баллона будет простой и безопасной для каждого. Тем более — полимерно-композитного баллона, разработанного с учётом высочайших современных стандартов безопасности, принятых в мире.

    Взрывы газовых баллонов – это ЧП, а когда это происходит с несколькими емкостями с газом, последствия увеличиваются многократно. Взрыв газового баллона вызывает возгорание и взрыв баллонов, расположенных рядом, что приводит к человеческим жертвам и большим разрушениям. Новости о таких происшествиях все чаще появляются в СМИ.

    Причина взрыва газового баллона

    Основная причина — неправильное хранение или эксплуатация. Утечка газа через вентиль приводит к тому, что газ постепенно заполняет помещение. Случайная искра, взрыв, пожар. Или емкость с газом приносят с улицы, с мороза в помещение и ставят поблизости от источника тепла.

    По причине резкой смены температуры происходит расширение газа, внутреннее давление разрывает сосуд. Разрыв происходит и вследствие коррозии и микротрещин, которые образуются внутри, и снаружи не заметны. Конденсат в емкости с газом, как и любая влага, приводит к ржавчине, и в какой – то момент давление прорывается наружу.

    В европейских странах уже давно отказались от металлических газовых емкостей.

    Причины взрыва газового баллона в разное время года

    Статистика взрывов газовых баллонов

    • отсутствие своевременного освидетельствования,
    • заправка на АГЗС, где степень наполнения оценивают не по массе, а по давлению,
    • размещение емкостей с газом при хранении и эксплуатации в помещениях общего пользования.

    Последствия взрыва газового баллона

    Видео взрыва на заводе производящем баллоны:

    Время чтения: 2 минут

    Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием.

    Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет.

    Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

    Взрывоопасно ли ГБО

    Причины взрывов

    Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.

    Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

    • низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
    • утечки из-за микротрещин и коррозии;
    • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
    • перегрев баллона;
    • перенаполнение свыше нормы.

    Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое. Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

    Что делать, чтобы избежать опасности

    Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось.

    Почему может взорваться газовый баллон на автомобиле

    Nissan Murano 1 поколения горький опыт от владения этим монстром В наше время газовые установки считаются очень популярными среди автолюбителей, и многие уверены в безопасности и актуальности такого оборудования, хотя здесь можно выделить как позитивные, так и негативные стороны такого дополнения.

    Самым большим страхом любого водителя, использующего ГБО, считается взрыв баллона. Механики утверждают, что эти страхи беспочвенны, ведь ГБО значительно безопаснее, чем простой бензиновый бак, попробуем разобраться, насколько правдивое это утверждение.

    Когда баллон становится взрывоопасным

    Теоретически ГБО действительно не более опасен, чем бак с бензином, но существуют определенные факторы, которые могут влиять на свойства газовой системы. Специалисты выделяют несколько причин, по которым баллон на автомобиле может взорваться:

    • Неправильно подобранная установка, которая в идеале должна отвечать мощности автомобиля, кубатуре двигателя и другим показателям. Если установка подобрана неправильно, заметить это можно по значительной утере мощности, когда автомобиль просто «не тянет», быстрому износу деталей;
    • При некачественном оборудовании, которое часто уступает по цене современным установкам и поэтому считается довольно востребованным. Современные ГБО отличаются многослойной структурой резервуара, защитным клапаном, который при неправильной заправке сбрасывает лишний газ до оптимизации давления внутри баллона. Кроме того, они удароустойчивы и не боятся перепадов температур. В то же время устаревшие кустарные варианты выполнены из простого металла, который поддается коррозии, может иметь трещины и взрываться при нагревании, перезаправке, ударах;

      Шины Run Flat – что это?

    • При неактуальном смешивании топлива, когда пропан соединяют с бутаном. Взрывоопасность в таком случае объясняется разными требованиями к температурному режиму. В целях экономии пропан часто смешивают с дешевым бутаном, но этот газ может использоваться только в теплое время года, поскольку при морозе такое сырье становится нерабочим. Если в зимний период смешать этих два вида топлива, то при нагревании возможно распирание контейнера и даже его взрыв;
    • К взрыву может привести и избыточная заправка, ведь газовый резервуар предусматривает заполнение не более 80%, при переливе сильно повышается давление в баллоне и происходит взрыв. Для более современных полимерно-композитных вариантов избыток топлива не страшен, ведь такие установки оснащены клапаном для сброса давления, но даже такие приспособления могут давать сбой и открывать клапан несвоевременно;
    • При трещинах в топливном резервуаре тоже может произойти взрыв, поэтому для проверки целостности баллона рекомендуется периодически проходить швы мыльным раствором – это дает возможность своевременно обнаруживать пробоины;
    • Неправильное обслуживание часто является причиной разрыва, ГБО требует своевременной очистки от конденсата, проверки проходимости трубок и производительности, проводить осмотр должны специалисты.

    Как защитить свое авто от взрыва

    Чтобы ваше желание экономить на топливе не обернулось угрозой для жизни, в первую очередь, выбор и установку ГБО следует доверять профессионалам. При этом всегда требуйте, чтобы вам предоставили сервисную книжечку на установку.

      Обозначение значков на приборной панели

    Следите за перепадами температур и качеством топливного сырья и не забывайте следить за состоянием  газовой топливной системы, вовремя проводите осмотри в сервисе. Если при эксплуатации вы заметили снижения уровня производительности автомобиля или почувствовали запах газа, срочно перейдите на классический вид топлива и обратитесь в сервисный центр.

    А самое главное: будьте внимательными на дороге, ведь аварийные ситуации грозят взрывом для любой топливной системы.

    2018-01-05

    Причины и последствия взрыва газового баллона в машине

    Переоценить выгоду от установки газобаллонного оборудования (ГБО) сложно, но вопрос безопасности в этом случае встает особенно остро.

    Не является также секретом и то, какой ущерб может нанести взрыв газового баллона в машине не только для транспортного средства, но и для здоровья, а нередко и жизни водителя и пассажиров.

    Разумеется, причины происшествий не всегда скрываются за взрывом баллона, но владельцы ГБО особенно ответственно должны подходить к вопросу безопасности.

    Взрывоопасно ли ГБО

    Современное газобаллонное оборудование для автомобиля не всегда по карману среднестатистическому владельцу авто и, несмотря на предоставляемые специалистами сертифицированного центра гарантии, автомобилисты предпочитают сэкономить, выбрав не самое качественное ГБО и нерегулярное обслуживание.

    В этом случае исключить происшествие невозможно, что подтверждает статистика взрывов газовых баллонов в автомобилях, случившихся в 2017 году.

    Например, весной, на севере Москвы, из-за взрыва некачественного баллонного оборудования в «Газели» пострадало еще восемь соседних машин, в большинстве из которых находились люди.

    Однако статистика показывает, что газ ненамного опаснее бензина, более того, его недостатки не настолько существенны по сравнению с преимуществами. К тому же, сейчас активно используются установки четвертого поколения, абсолютная безопасность которых достигнута при помощи управления электроникой. Используемый газ в баллоне может быть двух видов:

    В обоих вариантах он не имеет ни явно выраженного запаха, ни цвета, по консистенции бывает жидким и сжатым. Метан менее опасен, чем пропан, но система на втором в итоге более безопасна, что достигается за счет меньшего уровня давления.

    В состав любого из наполнителей в баллонный газ добавляют разнообразные одоранты. В этом случае преимущество достигается благодаря тому, что распознать утечку газа в баллоне становится возможным задолго до возникновения критической ситуации.

    Причины взрыва газового баллона

    Теперь стоит разобраться, почему газовые баллоны взрываются и на что стоит обратить внимание в первую очередь.

    Дело в том, что даже максимально насыщенный пропаном или метаном воздух не может воспламениться в баллоне беспричинно, нужна сильная и продолжительная искра.

    Именно поэтому взрывоопасность баллона нельзя рассматривать отдельно, а только в совокупности с общим состоянием автомобиля и исправностью всех систем.

    Отдельно взятый баллон без внешнего воздействия попросту не может воспламениться за счет очень толстой внешней оболочки. В теории, конечно, возможно расхождение баллона «по швам», но на практике это скорее слишком редкое исключение, нежели правило.

    Наиболее опасны в ГБО входящие в него комплектующие, элементы и соединения, поэтому очень важно, чтобы проверка газовых баллонов производилась тщательно и своевременно. Особенное внимание следует уделять предохранительным клапанам и давлению. Наиболее распространенные причины возможных аварий:

    • использование некачественного оборудования и деталей баллона;
    • неправильная установка и настройка ГБО;
    • микротрещины и коррозии, провоцирующие утечки газа из баллона;
    • проблемы с герметичностью ГБО;
    • нарушение температурного режима использования ГБО;
    • превышение допустимой нормы наполнения баллона газом.

    Наиболее пристальное внимание следует уделить первым двум пунктам, которые обеспечивают 80% безопасности. Разумеется, пренебрегать общедоступными мерами предосторожности также не следует, использовать только в соответствии с имеющимися техническими инструкциями.

    Как избежать опасности

    Не стоит строить иллюзий, если взрыв баллона в машине произошел, то владельцу, а также всем присутствующим, поможет только чудо. Дело в том, что взрыв ГБО практически не отличается от взрыва бомбы, и моментально вспыхивающий пожар уничтожает всех.

    Поэтому, как уже было сказано выше, необходимо, чтобы проверка ГБО на авто проводилась регулярно, и подходить к этому следует максимально ответственно.

    Более того, не стоит экономить на оборудовании и установке – последующее использование и так окупит все затраты сполна.

    Монтаж и тестирование должны всегда проводиться на специализированных станциях, а процессу наполнения баллона стоит уделить пристальное внимание.

    Во-первых, газ не должен быть подделкой и, во-вторых, возможный объем наполнения в ГБО не должен быть превышен.

    Ни в коем случае нельзя игнорировать тестирование соединений баллонных магистралей – регулярная проверка частей ГБО мыльным раствором обязательна.

    Не следует забывать, что перевозка газовых баллонов в легковом автомобиле возможна только при соблюдении установленных норм объема, разновидности газа, крепления.

    Если во время движения автомобиля была обнаружена утечка газа из баллона, то транспортное средство необходимо экстренно остановить. После следует выключить двигатель, открыть двери и окна, а также покинуть салон.

    Заводить машину повторно до выявления и исправления причины утечки газа из баллона запрещено.

    К основным причинам взрывов баллонов относятся:

    < Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

    Перейти к загрузке файла

    • удары или падения баллонов (особо опасно при нагреве стенок или нахождение при минусовых температурах);
    • переполнение баллонов газом;
    • чрезмерное нагревание или охлаждение баллонов;
    • наполнение баллонов другим газом (использование баллонов не по назначению);
    • чрезмерно быстрое наполнение баллонов сжиженным газом (ведет к перегреву вентелей баллона до 400оС);
    • попадание масел или взрывоопасной пыли;
    • образование ржавчины, окалины, искрообразование;
    • Для избежания взрыва при производстве баллонов используют углеродистую или легированную сталь, при давлении до 3МПа допускается применение сварных баллонов, при более высоком — бесшовных.
    • Для избежания взрыва при неправильном (быстром) наполнении или расходовании газа устанавливаются специальные вентили с редукционными клапанами и манометрами (один рабочий, другой контрольный).

    В качестве меры предосторожности при заполнении баллонов оставляется не менее 10% не заполненного объема (заполняется 90%), для исключения попадания других газов, пыли или масел в баллон в нем при работе должно сохраняться остаточное давление не менее 0,05МПа (для ацетилена 0,05-0,1МПа). Баллоны подвергают гидравлическим испытаниям на специальных стендах (из партии отбирают определенное количество баллонов) давлением в 1,5 более рабочего. Гидравлическим испытаниям на заводах подвергаются так же баллоны согласно нормативным документам. После этого все баллоны (кроме баллонов, используемых для ацетилена) погружаются в ванны с водой и подвергаются пневматическому испытанию давлением, равным рабочему. Баллоны, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическому освидетельствованию не реже, чем через 5 лет. Баллоны для сжижения сжатых газов, применяемых для топлива и вызывающих коррозию металла (хлор, хлористый метил, сероводород, хлористый водород), подлежат испытанию через 2 года.

    Рис. 3.3.7 Схема стенда для гидравлических испытаний баллонов :

  • 1 — баллон ; 2 — передвижная рейка для изменения высоты установки штуцера ; 3 — штуцер ; 4 — манометр ; 5 — стальной защитный шкаф ; 6 — рычаг ; 7 — гидравлический привод ; 8 — бак для воды.
  • Разрешение на освидетельствование выдаётся предприятиям — наполнителям, станциям наполнителям и пунктам испытаний Госнадзором охраны труда.
  • Освидетельствование баллонов, за исключением баллонов для ацетилена, включает: осмотр внутренней и наружной поверхностей баллонов; проверку массы и вместимости; гидравлические испытания.
  • Если при осмотре выявлены трещины, вмятины, раковины и риски глубиной более 10% от нормальной толщины стенок, надрывы, износ резьбы горловины, то баллоны бракуются. Для внутреннего осмотра баллонов применяется напряжение не более 12В во взрывоопасном исполнении. Баллон, у которого обнаружена косая или слабая насадка башмака, к дальнейшему освидетельствованию не допускается.

    Во избежание неправильного использования баллонов их окрашивают в соответствующий цвет и наносят надписи (табл.3.3.2.), а боковые штуцера вентилей должны иметь разную резьбу (для кислорода и инертных газов — правую, для горючих — левую).

    Бесшовные стандартные баллоны вместимостью от 12 до 55 л при потере в массе от 7,5 до 10% или увеличении вместимости на 1,5—2% переводятся на давление ниже установленного на 15%.

    При потере в массе 10—15% и увеличении вместимости на 2—2,5% баллоны переводятся на давление ниже установленного на 50%. При потере в массе 15—20% и увеличении вместимости в пределах 2,5—3% баллоны допускаются к работе при давлении не более 0,58 МПа.

    При потере в массе более 20% и увеличении вместимости более 3% баллоны бракуются.

    Баллоны для ацетилена, выполненные пористой массой, при освидетельствовании испытывают азотом под давлением 3,4 МПа (чистота азота должна быть не менее 97%).

    При этом баллоны должны быть погружены в воду на глубину не менее 1м. При длительном хранении наполненных газом баллонов освидетельствованию выборочно подвергается не менее 5 шт. из партии в 100 баллонов; 10 — из 500; 20 — более 500 баллонов. При удовлетворительных результатах срок хранения устанавливается не более, чем 2 года.

    Таблица 3.3.2

    В связи с чем может взорваться газовый баллон?

    Запомните раз и навсегда. Газовый баллон взорваться не может никогда. Там нечему взрываться. Но при определённых условиях он может разрушиться (если провести аналогию с детским шариком, то шарик не может взорваться, но если его слишком сильно надуть, то он может лопнуть.) Так и баллон, хоть и стальной, имеет определённый предел прочности. А в баллоне — газ. Давайте рассмотрим два случая.

    Один — это баллон со сжатым газом. Например, при температуре близкой к комнатной (при 27 °С, что соответствует 300 К) в баллон накачали 150 атмосфер газа. А давление газа пропорционально абсолютной температуре.

    И если например, при пожаре (или из хулиганских побуждений положить баллон в костёр) температура газа внутри баллона достигла 600 К (327°С), то давление внутри баллона поднимется до 300 атмосфер. А баллон не рассчитан на такое давление.

    И что же произойдёт? Как гласит пословица, «где тонко, там и рвётся», поэтому он разрушится, либо оторвёт вентиль, либо разойдётся по шву, и газ из него быстро выйдет. Похоже это на взрыв?

    Второй случай, Вы наверно именно его и имели в виду, баллон со сжиженным газом (чаще всего с пропаном). При обычных условиях пропан — газ, который сжижается при обычном давлении при температуре -42°С. Он может быть жидким и при комнатной температуре, но при давлении порядка 12-15 атмосфер.

    Именно в таком виде мы и используем баллоны в быту. Как это выглядит внутри баллона? Налейте полный чайник воды, прикройте крышку неплотно и поставьте кипятить.

    В нижней части чайника у Вас будет жидкость, в верхней части — пар, который стремится выйти наружу даже через малейшие щёлочки. Давление его порядка 1 атмосферы.

    И пока в чайнике есть вода, температура не поднимется выше 100°С, давление пара не поднимется выше 1 атмосферы.

    В баллоне с пропано всё точно так же. Внизу жидкий пропан, над ним газообразный, давление в баллоне (при комнатной температуре) порядка 12-15 атмосфер.

    Когда Вы открываете вентиль на баллоне газ из него выходит через редуктор, а взамен него испаряются новые порции газа, и точно так же, как в рассмотренной ситуации с чайником, пока в баллоне есть жидкий пропан, температура останется комнатной (точнее температура будет такая же, как и в помещении, в котором баллон находится), и давление те же 12-15 атмосфер.

    Теперь изменим условия. Пусть вентиль баллона остаётся закрытым, но баллон нагрелся (то ли на солнце, то ли при пожаре, то ли его положили на костёр). Жидкий пропан испаряется, превращается в газообразный, а поскольку газу деваться некуда, давление растёт.

    Ну а далее произойдёт примерно то же самое, что описано выше для баллона с «газообразным» газом. Где-то произойдёт разрушение и пропан в виде газа будет выходить из баллона. но выйдя из баллона пропан смешается с воздухом.

    А смеси пропана с воздухом, содержащие от 1,7 — 10,9 % (по объёму) пропана при поджигании взрываются. Вот это и происходит при пожарах, когда пожаре остаётся баллон с пропаном.

    Он нагревается, разрушается (лопается по шву), из него выходит пропан, смешивается с воздухом, эта смесь загорается. Но взрыва нет, т.е. баллон не взрывается.

    Как обезопаситься от взрыва бытового газа

    (Отредактировано 11.01.2019)

    Чрезвычайные ситуации с взрывом бытового газа в домах и квартирах не редкость. Порой это сопровождается не только локальным возгоранием, но и приводит к разрушению квартир, обрушению целых этажей и подъездов жилых зданий.

    В чистом виде бытовой газ не имеет запаха и цвета. Но чтобы пользователь мог быстро отреагировать на возможную утечку, в газ добавляют небольшое количество веществ с сильно выраженным запах.

    Природный бытовой газ (основу которого составляет метан) легче воздуха и при утечке он поднимается вверх.
    Природный бытовой газ в баллонах (основу которого составляет смесь сжиженных газов пропан-бутан в различных пропорциях) тяжелее чем воздух, поэтому при образовании утечек он опускается на нижние этажи и заполняет цокольные помещения.

    Природный бытовой газ распространяется быстро и за короткое время может заполнить собой все верхние (или в случае использования баллонов с газом — нижние) помещения многоэтажного дома. Важно своевременно выявить утечку и сообщить в соответствующие органы.

    Воспламенение и взрыв газа происходит при следующем стечении обстоятельств:

    • поступление в закрытое помещение смеси воздуха и газаБытовой
      природный газ по своим свойствам может взорваться в определённом помещении
      только если его концентрация в объёме того помещения, к примеру, той же кухни,
      достигнет 5-15 частей газа на 100 частей воздуха. Это называется «пределами взрываемости».
    • наличие в непосредственной близости источника огня, которым может послужить даже искра от электрического прибора

    Поэтому, при первых признаках утечки бытового газа (появится специфический запах) нужно:

  • откройте окна и двери для обеспечения хорошей вентиляции в помещении
  • прекратите использование газового и перекройте кран на газовой трубе
  • устраните все возможные источники огня, которые могут привести к возгоранию. При малейшем подозрении на утечку бытового газа нельзя ни при каких обстоятельствах пользоваться электрическими приборами, открытым огнем и другими возможными источниками возгорания вплоть до приезда газовой службы. 
  • вызвать аварийную газовую службу (проще всего позвонив по единому номеру службы спасения «112», т.к. разные операторы сотовых сетей имеют разные номера для вызова экстренных служб)
  • всем членам семьи покинуть помещение, предупреждая по пути как можно большее количество людей о возможной опасности
  • если вы обнаружили утечку у газового баллона то можно поступить так: накройте место утечки мокрой тряпкой и аккуратно вынесите баллон на улицу, после чего вызовите специалистов.
  • Всегда нужно помнить о правилах безопасности, которые должны выполняться на подсознательном уровне. 

    • Прежде чем разжечь газовую плиту требуется проветрить помещение хотя бы на короткое время
    • Соблюдайте последовательность включения газовых приборов: сначала зажгите спичку, а затем откройте подачу газа.
    • Перед включением духовки она должна быть проветрена.
    • Газ должен гореть равномерным голубым пламенем. Если в пламени присутствуют желтые язычки, значит горелка засорилась. Еще пламя может отрываться от горелки. Это свидетельствует о поступлении большого количества воздуха. В обоих случаях требуется вызывать мастера, который устранит неполадки. 
    • Каждый пользователь газового оборудования должен заключать договор на профессиональное техническое обслуживание приборов и своевременно его продлевать. 
    • Владельцы частных домовладений в период отопления должны регулярно проверять вентиляционные отверстия и выходы на предмет закупорки и намерзания льда. 
    • Не оставляйте работающие газовые приборы без присмотра, если они не имеют соответствующей автоматики и не рассчитаны на непрерывную работу.
    • Постоянно проверяйте тягу вентиляции и/или держите форточки в помещениях, где установлены газовые приборы, открытыми.
    • Дети дошкольного возраста не могут быть допущены к газовым приборам. Также, как и лица, которые не отдают контроля своим действиям и не прошли предварительно инструктаж. 
    • Запрещено использование газовых приборов не по назначению: для сушки вещей, нагрева помещения и т.п.
    • В помещении с работающими газовыми приборами запрещается спать и отдыхать. 
    • По окончании пользования газом нужно закрыть краны на газовых приборах, вентили перед ними, а при пользовании баллонами — и вентили баллонов.
    • Газовые баллоны (рабочий и запасной) для бытовых газовых приборов желательно располагать вне зданий (в пристройках, цокольных и подвальных этажах) у глухого простенка на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание. Пристройки должны быть выполнены из негорючих материалов.
    • Для выявления наличия утечек бытового газа используют мыльный раствор, но никак не открытый огонь.
    • Все работы, которые относятся к газовому оборудованию или газопроводу, производятся специальными лицензированными организациями. 
    • При отъезде на длительное время нужно перекрыть все вентили на газовой трубе. 
    • Проявляйте внимание к пожилым соседям, которые могут забыть выключить газ, и настороженно относитесь к неблагополучным соседям… Хотя в случае чего это и не очень то поможет, если, конечно, вы живете не в коммуналке.
    • Своевременная проверка оборудования в разы снижает вероятность возникновения опасных ситуаций (котлы и колонки проверяются раз в год, а плиты — раз в три года.. хотя если плиты старые то лучше проверять каждый год). 
    • Шланг, соединяющий газовую магистраль с плитой, не должен быть пережат стоящим на нём предметом или натянут, изогнут, скручен. Лучше всего закрепить его с помощью зажимов безопасности над полом.Обратите внимание, что шланг, соединяющий газовую магистраль с плитой, должен быть специально изготовлен для данного вида эксплуатации и иметь соответствующую маркировку. В бытовых условиях, как правило, используются шланги красного цвета (с красной полосой) I класса. Шлаг для подачи кислорода в газовый прибор маркируется синим цветом и относится к III классу. Расширенная информация о предназначении шланга указывается в характеристиках изделия.
    • Убедитесь, что гибкие шланги плотно надеты на кран. Рекомендуемая длина такого шланга — до 2 метров, срок эксплуатации — до 4 лет (оптимально — 2 года), после чего его следует заменить.
    • После каждого использования газовой плиты рекомендуется закрывать кран на трубе, перекрывая доступ газа.

    Очень хороший совет — по возможности поставьте сигнализацию от утечки газа. В случае утечки включит звуковой сигнал. А некоторые смогут и перекрыть газ.

    Минусом его является цена и необходимость периодически производить проверку и обслуживание.

    Устанавливать анализатор в непосредственной близости от окна или вентиляционного канала, избегать установки в места, куда постоянно попадают солнечные лучи. В результате воздействия высоких температур газоанализатор может прийти в негодность. Однако если другого подходящего места нет, то нужно установить на прибор защиту от солнца. Важным условием эксплуатации газосигнализатора является постоянное содержание его в чистоте. Потому что даже небольшое загрязнение датчиков может привести к нестабильной работе прибора.

    • Основной причиной взрывов бытового газа является нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов.
    • Обычно утечки газа происходят в результате пробоя гибкого шланга, соединяющего газопровод с плитой или засорения горелки.
    • Самопроизвольная установка газового оборудования.Считая эту работу несложной, а вызов мастера ненужным занятием, лишенным всякого смысла, некоторые делают это собственноручно. К сожалению, установка оборудования и подключение его к подаче газа осуществляется без профессиональных навыков и теоретических познаний. Посмотрели в интернете, спросили у соседа, что-то сами додумали и в результате можете получить взрыв. 
    • Несвоевременная замена оборудования, которое отработало свой срок эксплуатации.По-хорошему, плиту, котел или колонку стоит менять не позже чем через 15 лет. Даже если внешний вид и работоспособность находится на хорошем уровне и вам жалко расставаться с любимыми приборами, внутри они могут прилично износиться и служить источником газовой утечки. С новым оборудованием вероятность возгорания газа сокращается в разы (за счет наличия автоматических систем выключения).
    • Использование газовых баллонов.Что-бы не происходило, каких бы не было предупреждений и разъяснительных бесед люди все равно приносят в свои дома баллоны, наполненные газом и хранят их на балконах после использования. Этого категорически нельзя делать, особенно в зимнее время года. Из-за перепадов температур на улице и в доме газовые баллоны становятся очень взрывоопасными и неконтролируемыми. Заправлять баллоны необходимо только на специализированном оборудовании, хранить и перевозить в соответствии с общепринятыми правилами. 
    • Износ газовых труб
    • Неправильная эксплуатация газовых плитК примеру, если кипящая в кастрюле вода выльется на газовую конфорку, огонь погаснет, но газ продолжит поступать. Постепенно он заполнит кухню, и малейшая искра может спровоцировать взрыв.
  • Необходимо по возможности отключить подачу электричества, воды и газа и открыть окна.
  • Выйти на улицу
  • Поставить в известность газовую службу, пожарную и спасательную. Проще всего по единому телефону службы спасения «112»
  • Осмотреться вокруг себя: может быть люди нуждаются в вашей помощи. 
  • Оказавшись на улице, отойдите от пострадавшего здания и осмотрите его на предмет повреждения несущих конструкций. Оно может обрушиться, поэтому рядом находиться небезопасно. 
  • Если нет возможности выбраться на улицу, нужно найти самое безопасное место и дожидаться спасателей. 
  • Рекомендую заранее озаботиться тревожным чемоданчиком. Для удобства предлагаю просмотреть концепция комплектования тревожного чемоданчика.

    Про это было немного сказано выше, но сделаю еще несколько дополенений

    • Газовый баллон должен стоять на твёрдой поверхности ровно, под углом 90 градусов. 
    • Газовый баллон должен быть удалён от плиты, печи или радиатора не менее чем на 1,5 метра.
    • Нельзя менять газовый баллон, если поблизости есть огонь или включённые электроприборы.
    • Каждый раз при замене газового баллона надо также менять прокладку между краном баллона и регулятором. 
    • Хранить в одном помещении более двух баллонов нельзя. 
    • Запрещается хранить баллоны в помещении, где температура поднимается выше 40–45° и под прямыми солнечными лучами.

    Анализ причин взрывов кислородных баллонов, 2

      Чижиченко Вадим Петрович    

    1. ВВЕДЕНИЕ

     Взрывы кислородных баллонов, происходящие на различных предприятиях, свидетельствуют о том, что вопросам их безопасной эксплуатации не уделяется достаточного внимания.

    Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы появилось значительное количество небольших предприятий, которые занимаются заправкой кислородных баллонов, используя газификационные установки типа СГУ и приобретая для этих целей на крупных воздухоразделительных станциях жидкий кислород. Делая, в общем, нужное дело, на этих предприятиях почти не обращают внимания на соблюдение требований охраны труда.

     2. ПРИЧИНЫ ВЗРЫВОВ КИСЛОРОДНЫХ БАЛЛОНОВ

     Главная опасность при работе с кислородом — его высокая химическая активность как окислителя. Большинство горючих веществ и материалов в контакте с кислородом становятся взрыво- и пожароопасными.

    Опасность возрастает с повышением температуры, давления, скорости истечения и объемной доли кислорода в воздухе. Смеси газообразного кислорода с горючими газами также взрывоопасны.

    Смазочные вещества и жировые загрязнения поверхностей, контактирующих с кислородом, являются причиной возгорания или, при определенной толщине слоя, причиной взрыва. Скорости горения материалов в кислороде в десятки раз выше, чем в воздушной среде.

    Конструкционные и уплотнительные неметаллические материалы (фибра, капрон, поликарбонат, резины на основе натуральных каучуков и др.) при появлении источника возгорания (искра, трение и т. п.) могут легко воспламеняться в кислороде высокого давления.

    При обследовании кислородонаполнительных станций, а также организаций и предприятий, транспортирующих, снабжающих и использующих кислород, контролирующие органы выявляют самые разнообразные нарушения нормативных актов об охране труда при подготовке баллонов к наполнению, транспортировке и эксплуатации их у потребителей.

    Журналы «Технические газы», «Охрана труда» неоднократно публиковали материалы о трагедиях, связанных с эксплуатацией кислородных баллонов, но, на мой взгляд, имеет смысл еще раз перечислить основные требования, которые необходимо соблюдать при работе с ними [1].

    Разрешается наполнять кислородом только баллоны, прошедшие освидетельствование и имеющие клеймо испытательного пункта [2]. В соответствии с Положением об учете и использовании шифров клейм, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда № 205 от 24.07.97 г.

    , клеймо представляет собой окружность диаметром 12 мм, внутри которой в один ряд размещены прописная буква «У» (Украина), код испытательного пункта и две цифры (код населенного пункта). Например, УБ 41 — Украина, ООО «Кислород сервис», г. Киев.

    На баллоне также клеймением наносятся месяц, год испытания и год следующего освидетельствования. В горловину баллона должен быть ввернут вентиль, разрешенный к применению на кислородных баллонах (ВК-86, ВК-94, ВК-97, ВК-200).

    Для уплотнения резьбового соединения вентиля в горловине баллона применяется лента ФУМ или жидкое стекло (смесь из 50% жидкого стекла по ГОСТ 13078-81 и 50% мела по ГОСТ 8253-79). Использование для уплотнения свинцового сурика и глета запрещается.

    Наполнители баллонов должны строго выполнять требования «Типовой инструкции по охране труда при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними потребителей» [3] и «Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха» (ПБПРВ-88) [4]. Все взрывы кислородных баллонов происходили только из-за невыполнения требований указанных нормативных актов.

    При работе с баллонами наиболее часто допускаются такие нарушения: применяются стальные ключи, являющиеся источником искрообразования; наличие масел на вентилях баллонов; не соблюдается время наполнения баллонов (не менее 15 мин), превышается допустимое давление при наполнении; истекающая струя остаточного давления из баллона не проверяется на наличие горючих газов.

    При приемке баллонов особое внимание следует обращать на наличие остаточного давления (не ниже 0,5 кгс/см2) и проверять наличие следов углеводородов (метана, пропана, ацетилена) в истекающей струе кислорода. Проверка производится с помощью прибора СГГ-4М-3.

    70 (Россия) или СТХ-17-2(4) (Украина) [5]. При появлении светового или звукового сигнала баллон к заправке кислородом не допускается и отправляется в ремонтную мастерскую.

    Предприятия, использующие указанные приборы, уже неоднократно обнаруживали «зараженные» баллоны и изымали их из обращения, тем самым предотвращая возможные взрывы.

    ОАО «Криогенмаш» рекомендует для снижения риска взрыва кислородных баллонов перед подсоединением их к наполнительной рампе проводить полный сброс остаточного давления в атмосферу.

    И хотя эта операция увеличивает общее время заправки баллонов, целесообразно использовать и этот метод.

    Следует также отметить, что если по каким-либо причинам в баллоне оказалось масло или другие горючие вещества, не определяемые газосигнализатором, то ни анализ остаточного давления газа, ни его сброс перед наполнением не позволят предотвратить возможность взрыва.

    Неоднократны случаи, когда баллон без остаточного давления не принимался к заправке на кислородных наполнительных станциях, однако уже через некоторое время этот же баллон привозился повторно с остаточным давлением (водители производили подзаправку баллонов от компрессора воздухом со «следами» масла). В таких случаях рекомендуется баллоны без остаточного давления все же принимать, но с последующей сдачей на переосвидетельствование. К такому потребителю кислорода следует применять административные и финансовые меры воздействия.

    Кислородные баллоны относятся к опасным грузам и, хотя минимальное количество 40-литровых баллонов, перевозимых как опасный груз, составляет 25 штук, перевозить даже меньшее количество баллонов следует с соблюдением необходимых мер безопасности в соответствии с «Европейским соглашением о перевозке опасных грузов (ДОПОГ)» и разработанными специализированными организациями на этой основе «Техническими условиями перевозки кислорода сжатого автомобильним транспортом».

    Все взрывы кислородных баллонов, как правило, происходят с человеческими жертвами. Наиболее часто такие аварии случаются у потребителей кислорода из-за низкой технической подготовленности ИТР и рабочих при обращении с кислородными баллонами.

    Так, взрывы кислородных баллонов 31 марта и 15 мая 2003 г. на станциях СТО в г. Краматорске привели к травмам четырех и к гибели шестерых людей. В июне 2004 года взрывы кислородных баллонов в Николаевской и Львовской областях привели к гибели трех человек.

    Во  всех этих случаях причиной аварий послужили грубейшие нарушения правил безопасности при эксплуатации кислородных баллонов и невыполнение требований безопасности «Кислородная резка. Требования безопасности» [6].

    Финал один и тот же — взрыв кислородных баллонов огромной разрушительной силы. Последствия разрушений соответствовали эквиваленту взрыва авиационной бомбы.

    Однако и на наполнительных станциях, имеющих более подготовленный персонал, случаются возгорания вентилей и взрывы баллонов. Для примера рассмотрим более подробно взрыв кислородных баллонов, произошедший в мае 2004 г. на ламповом заводе в г.Виннице (ООО «Техногаз»).

    Кислородная станция была запущена в эксплуатацию в 1980 г. На момент аварии в рабочем состоянии находились две установки: К-0,15 и КжКАж-0,25. Первая работала в газовом режиме, вторая — в газовом кислородном режиме и при необходимости в режиме получения жидкого азота.

    В качестве реципиентов использовались баллоны большого объема 400 л на давление 20 МПа в количестве более 50 штук. Реципиенты находились на расстоянии 40 м от помещения кислородной станции, были ограждены сетчатым забором с входной калиткой, закрывающейся на замок.

    Здание наполнительной состояло из следующий помещений:

    • помещение для пустых баллонов — 24 м2 ;
    • помещение наполненных кислородных баллонов — 24 м2 ;
    • помещение наполнительной — 48 м2;
    • помещение по ремонту баллонов — 60 м2 ;

    Здание имело две входные двери 1м ´ 2 м и оконный проем 1,5м ´ 2,5 м.

    Стены здания толщиной 380 мм выполнены из кирпича, перекрытие — из бетонных плит с рубероидным покрытием. С правой стороны здание сообщалось с азотной наполнительной станцией открытым проемом, а с левой стороны имело общую глухую стену с помещением электрического распредустройства.

    Кислородная рампа стандартная 2´5 баллонов, что при работе от кислородной установки обеспечивало время заправки одной ветви рампы примерно 15 мин.

    Наполнительная рампа соединялась через запорный вентиль КС7141 диаметром 15 мм с латунным трубопроводом Æ28´4мм с реципиентной системой.

    Следует отметить, что при такой технологической схеме заправка одной ветви наполнительной рампы из 5 баллонов составляла 3–4 мин.

    На момент аварии в 22:00 воздухоразделительные установки не работали, аппаратчик и машинист подготавливали одну из них к запуску. К наполнительной рампе было подключено 27 реципиентов с давлением 17,5–18,0 МПа. Наполнитель баллонов (30 лет, стаж работы наполнителем 3 месяца) подключил 5 баллонов к одной ветви наполнительной рампы и открыл на них вентили.

    По всей вероятности, в одном из баллонов находилось органическое соединение типа метана, пропана, ацетилена, которое в момент уравнивания давления попало в соседний баллон, имеющий меньшее остаточное давление. После открытия вентиля от реципиентов и рампового вентиля на ветви рампы произошел взрыв одновременно двух баллонов.

    От разорвавшихся баллонов остались только верхние и нижние части, которые были сданы на экспертизу.

    Последствия взрыва — мгновенная смерть наполнителя баллонов, находившегося рядом с баллонами. Потолочное перекрытие площадью 160 м2 полностью обрушилось, передняя стена разрушилась, правая стена получила частичные повреждения (трещины), левая стена помещения, общая с помещением распредустройства, также обрушилась.

    Возникший пожар (деревянный стол, трубопроводы, рубероид) усугублялся тем, что по кислородопроводу Ø28 x 4мм от реципиентов с давлением 18 МПа продолжал поступать кислород. Судить о температуре в обрушившемся помещении можно по одному обгоревшему баллону, имеющему оплавленное отверстие диаметром примерно 130 мм.

    Перекрыть подачу кислорода удалось только через 20 мин. Последствия были бы значительно хуже, если бы в помещении находились наполненные баллоны, что привело бы к серии дальнейших взрывов.

    Специальная комиссия, уже на начальном этапе расследования указала на грубейшие нарушения ТБ и правил эксплуатации при наполнении баллонов кислородом.

     3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Установить доподлинно причину взрыва того или иного кислородного баллона очень сложно, а чаще всего и просто невозможно.

    Но, в принципе, причина всегда одна и та же — контакт газообразного кислорода с органическим веществом в сочетании с каким-либо дополнительным фактором.

    А этими факторами являются температура, давление, скорость движения кислорода, детонация, микроискра, которые и могут привести к взрыву. Немалую роль играет и человеческий фактор.

    Выполнение всех требования нормативной документов в большей степени обезопасит от взрывов кислородных баллонов.

     ЛИТЕРАТУРА

     1. Сборник нормативных документов в кислородной промышленности: спр-е изд-е / Сост. В.П. Чижиченко. — К.: Охрана труда, 2001. — 519 с.

    2. ДНА ОП 0.00-1.07-94. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (с изменениями и дополнениями). — К.: Госнадзорохрантруда Украины, 1994. — 79с.

    3. Типовая инструкция по охране труда при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними у потребителей. — М.: ОАО «Гипрокислород», 1991.

    4. ПБПРВ-88. Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха. — М.: Металлургия, 1988. — 56 с.

    5. Александров Л. К. Правила безопасности при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними у потребителей // Технические газы. — 2001. — №3. — С. 58–61.

    6. ДСТУ 2448-94. Кислородная резка. Требования безопасности. С изменением № 1 2001г.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Технические оборудование дома