Удаление воздуха из систем отопления: спуск воздушной пробки

Система отопления в доме играет важную роль и требует вашего контроля. Возникающие в батареях воздушные пробки могут послужить причиной аварии, что конечно же не желательно.

Содержание

Причины появления воздуха в батареях

Завоздушенность системы отопления часто возникает в самом начале зимнего отопительного сезона в частных, в многоквартирных домах, причин появления воздушных пробок может встречаться несколько, разберем их подробнее:

Алюминиевые низкокачественные радиаторы часто становятся причиной возникновения таких проблем из-за вступления металла из которого батареи изготовлены в реакцию с различными химическими элементами воды внутри. Проточную воду в системе отопления обогащают примесями, реакция с металлом, приводящая к появлению пузырьков наступит обязательно.

Монтирование в систему отопительных батарей ненадлежащего качества. Так поступают для удешевления ремонта либо стройки.

Ремонтные работы так же могут вызвать образование пробок воздуха в трубах. В этом случае рекомендуется вызывать специалиста для стравливания воздуха, ведь нужно точно определить место появления воздушного затора, из-за которого остыли батареи.

Установка системы радиаторов проводится следуя строгим правилам. Если их не соблюдать и установить краны Маевского в непредназначенных для них местах, то герметичность системы нарушится. Такие ошибки приведут к постоянному возникновению воздушных пробок и доставят большое количество неприятностей.

Поврежденный радиатор всасывает в себя воздух за счет перепадов температуры, образуя пробки.

Сама вода, находящаяся в движении по системе отопления, содержит газы различные по плотности. В замкнутой системе они не могут испариться, создавая пузыри внутри батареи. Для избежания проблем в этом случае рекомендуется установка фильтрующего элемента.

Барьерные клапаны, выполненные из некачественных материалов так же будут одной из причин пробок в отопительной системе из пластиковых труб.

Признаки и опасность воздушных пробок

Такие воздушные заторы достаточно сильно снижают продуктивность нагрева отопительных приборов, что негативно сказывается на общей температуре в квартире.

Самый явный признак возникшей пробки-бульканье, стуки, журчание в трубах при заливе воды в трубы отопления.

Владельцам частных домов с отопительными котлами услышав такие звуки произведите спуск воздуха с радиаторов, иначе это приведет к поломке котла.

Если же нагревание поверхности батареи неравномерное, слегка простучите поверхность батарей металлическим предметом. В тех местах, где скопления воздуха звук удара будет громким и отличаться звонкостью.

Продолжительный контакт металла батарей и воздуха внутри приводит к коррозийным отложениям, они затем послужат причиной выхода прибора из работы. Это основные причины, из-за которых советуют как можно быстрее стравить воздух из батареи.

Способы решения проблемы

Последовательность как спустить воздух из батареи отопления разная для частных и многоквартирных домов, потому что система отопления частного дома выстраивается по общему проекту стройки, а многоквартирные оснащены централизованным отоплением, работа которого везде неизменна.

Первостепенно для работы нужен разводной ключ, с радиаторами нового типа можно работать простой отверткой. Также подготовьте большое количество ненужных тряпок, для впитывания вытекающей жидкости, вместительную емкость (таз либо ведро), выливания воды к сожалению не избежать. Затем можете приступить к спуску воздуха удобным для вас способом.

Кран Маевского

Это игольчатого вида клапан, всегда устанавливается в боковой верхней части батареи. Модели кранов различаются наличием в комплектации рукоятки. Если ее в комплекте нет, понадобятся инструменты.

Удобство этого клапана заключается в том, что не нужно перекрывать полностью весь стояк в доме, продолжительный отрезок времени ожидать пока батареи остынут, тем самым вызывая сильный спад давления.

Как спустить воздух с помощью этого крана

  • Поместите под батарею вместительный таз.
  • Место спуска воздуха нужно обложить ветошью, это обеспечит плавный спуск воды в таз.
  • Важно открывать заглушки либо клапан без резких движений и спешки. Вы услышите звук. Свист либо шипение. Это означает что начался выход воздуха.

Данные действия продолжаются до тех пор, пока не потечет вода тонкой струйкой, которая означает что проблема решена.

Рекомендуемый объем сливаемой воды, гарантирующий отсутствие повторное образование пробок составляет не менее двадцати литров воды.

Автоматический воздухоотводчик

Поплавок, полностью автоматизирован. Несколько вариантов установки. На радиаторе сбоку горизонтально либо вертикально.

Без вмешательства человека реагирует на общее количество воды в отопительной системе и при образовании скоплений воздуха автоматически спускает его через клапан.

Если уровень воды в радиаторе упадет, поплавок автоматически открывает клапан, который спустит пробку. Такой прибор очень удобен, поможет вам исключить появление аварийных ситуаций если вас, например, продолжительное время нет дома.

У него есть один минус-чувствителен к химическим элементам воды в теплоносителе. Из-за входящих в состав воды примесей быстро приходит в негодность. Предотвратить поломку можно установив фильтрующие воду элементы и профилактическая проверка и замена кольца уплотнителя.

Установка данной автоматизированной системы подходит для использования в частном секторе, с ней не потребуется повторного запуска системы, залива батарей. Использование с соблюдением правил и профилактические меры увеличат срок работы.

Как стравить воздух из чугунной батареи с заглушкой

Новые алюминиевые радиаторы оснащены кранами, помогающими выпустить воздух. Как быть если образовалась пробка в чугунной батарее старого типа без крана.

Первый способ

Как выпустить воздух из батареи-постепенное раскручивание заглушки с помощью разводного ключа. Она находится в верхней части батареи. Аккуратно размотайте паклю, намотанную вокруг заглушки. Счистите краску по краям.

Медленно откручивайте заглушку. При резком откручивании велик риск срыва заглушки и затопления помещения горячей водой. Далее последовательность действий мало чем отличается от спуска пробки в радиаторах нового поколения.

  • Пол закройте тряпками, под радиатор, либо как можно ближе к нему подставьте емкость, которую будете сливать воду.

Когда вместо шипения выходящего воздуха из батареи пошла воды можно закручивать ее обратно. Для обеспечения герметизации места скручивания замотайте фум лентой и новой паклей.

Второй способ

Просверлить отверстие в заглушке. К нему прибегают лишь если радиатор очень старый и не получилось открутить заглушку. Для этого понадобится шуруповерт и сверло по металлу диаметром до 4 миллиметров.

  • Подготовьте инструмент, сверло. Также подбирается саморез, которым вы сможете проделать отверстие в металле диаметром больше сверла примерно на 2 миллиметра.
  • Под основание шляпки этого самореза установите резиновое прокладочное кольцо.
  • После высверливания в заглушке отверстия нужно дождаться пока выйдет весь воздух из системы.
  • Как только из отверстия начнет течь вода, можете вкручивать саморез с резиновой шайбой. Она поможет предотвратить подтекание воды из радиатора. Промазывание краев самореза герметиком так же поможет обеспечить стопроцентную герметизацию.

Удаление воздуха из радиатора в частном доме

В системы отопления частного сектора обычно устанавливаются новые радиаторы, оснащенные кранами для спуска воздуха. Если же их нет, то единственный возможный вариант спуска- с использованием расширительного бака котла.

Существует два вида баков. Открытый тип бака не сложен в использовании, при возникновении завоздушивания количество воды падает, для решения проблемы достаточно пополнить ее уровень в баке.

Закрытый тип

Имея в котле бак такого вида единственный возможный способ спуска накопившегося воздуха-через краны радиаторов. Перед началом работы специалисты советуют заполнить систему большим количеством воды, что бы из открытых заглушек вылилось минимум от десяти литров жидкости. Затем систему запускают.

Как избежать появления воздушных пробок

Последовательность профилактических мероприятий зависит от типа отопительной системы.

Открытый контур

Система такого вида заполняется горячей водой самостоятельно. Все вентили на радиаторах должны быть открыты, обеспечивая беспрепятственный доступ воды. Необходимо следить за силой напора и не допускать слишком сильного и быстрого наполнения. При заполнении свободного пространства батарей закройте вентиль слива.

Заполнение систем закрытого типа

Действия при заполнении такого типа системы отличаются от стандартов. Первостепенно вентили наоборот закрываются. Открытым оставляется лишь тот, через который заливается вода в систему. Затем подключается насос для обеспечения стабильного давления в трубах. Воздух с батарей выпускается с помощью кранов лишь после заполнения всей системы водой.

Вы видите при соблюдении правил и проведении профилактики вполне возможно свести к минимуму вероятность появления в системе отопления воздушных пробок, снижающих температурный режим в квартире.

Правильное удаление воздуха из системы отопления – варианты, как удалить воздух

Содержание:

Читайте также:  Подключение узо к однофазной сети без заземления: схемы + порядок выполнения работ

С проблемой, как в системе отопления устранить воздушную пробку, сталкиваются многие хозяева, как частных домовладений, так и квартир в многоэтажных зданиях. Нередко случается так, что отопление запустили, а батареи стоят холодными – вот поэтому и возникает необходимость в том, чтобы выпустить воздух.

Удаление воздуха из систем в многоквартирном доме

Чтобы в многоэтажном здании все батареи были горячими, в них должен постоянно перемещаться теплоноситель. В домах с централизованным теплоснабжением в качестве носителя тепловой энергии выступает вода.

Теплотрасса состоит из двух ниток – подающей и обратки. При этом в рабочем режиме перепад давления между ними равен минимум 2 кгс/см2.

Нагретый теплоноситель с подачи поступает в обогревательный контур не из тепломагистрали, а после соединения с водой, идущей по обратке.

Функция получения смешанной жидкости возлагается на водоструйный элеватор, представляющий собой тройник из стали или чугуна с соплом, находящимся внутри его.

Благодаря частичной рециркуляции воды обеспечивается наибольшая скорость ее перемещения в контуре и минимальная температурная разница между первым и последним радиатором в системе обогрева здания по ходу передвижения теплоносителя.

Разница в давлении между подающей трубой и обраткой в батарее — 0,2 кгс/см2. Этот показатель соответствует напору двухметрового водяного столба. Наличие завоздушенности не позволяет циркулировать воде, поэтому информация, как убрать воздушную пробку из системы отопления, для многих хозяев недвижимости не будет лишней.

Дело в том, что наличие небольшого перепада не дает продавить пробку вниз по причине существенной разницы в плотности воздуха и рабочей среды. Для удаления из системы отопления воздуха нужно, чтобы выраженный в метрах гидравлический напор превысил высоту стояков от розлива.

Как стравить воздух в автономных системах

У автономных теплоснабжающих систем с принудительной циркуляцией рабочей среды все обстоит иначе. Обычно создаваемый насосным оборудованием напор превышает высоту отопительного контура и тот может функционировать даже при наличии завоздушенности труб.

Но в процессе передвижения воздушных пузырей в трубах и батареях возникают посторонние звуки – гидравлические шумы. Если они будут раздаваться непрерывно, это будет доставлять немало неприятных моментов для жильцов.

Помимо этого, воздух способствует образованию коррозийных процессов в стальных деталях отопительного контура таких, как панельные радиаторы, трубы, сделанные из черной стали, и сердечники биметаллических приборов.

Когда нет кислорода, не происходит его контакт с теплоносителем и не появляется ржавчина. Теперь понятно, почему так мешает воздушная пробка в системе отопления частного дома.

Причины появления завоздушенности

Пробки из воздуха образуются в отопительных системах по ряду причин:

  • В результате замены радиаторов в квартире. Ее чаще всего производят летом накануне нового отопительного сезона. После завершения опрессовки стояки наполняют водой, а на осень переносят спуск воздуха из системы отопления.
  • После проведения на стояках ревизии запорной арматуры, которая нужна для осушения контура.
  • В результате проверки запорной арматуры в элеваторном узле. Контур следует сбросить полностью.
  • От протечек теплоносителя через межсекционные соединения батарей, резьбовые соединения, свищи образовавшиеся в трубах и т.д. Если задвижки в элеваторе находятся в исправном состоянии и закрыты, в контуре постепенно начинает падать давление. В данном случае нужно приоткрыть кран Маевского или находящийся на верхнем этаже промывочник. В результате возникшее вверху контура разрежение засасывает воздух.
  • Нижняя подача отопления в многоэтажке

    Для современных строений стандартным решением является схема с нижним розливом. В этом случае обе трубы – и подающая, и обратная – уложены в подвальном помещении. Стояки, подсоединенные к розливам, объединяют попарно при помощи перемычки на чердаке или верхнем этаже.

    Вариант № 1 решения проблемы — запуск элеватора на сброс

    Стравливание воздуха из системы отопления выполняют специалисты ЖКХ на этапе запуска контура, который сброшен частично или полностью. С этой целью его перепускают на сброс: одну задвижку открывают, а вторую оставляют закрытой.

    Со стороны контура отопления до закрытой задвижки открывают сбросник, который соединен с канализацией. О том, что основная часть воздуха вышла, видно по водяному потоку в сбросе – он движется равномерно и без пузырей.

    Вариант №2 устранения проблемы – монтаж воздушника

    Перед тем, как выпустить из системы отопления воздух, в верхней части всех парных стояков в случае нижнего розлива устанавливают воздушник. Им может быть не только специальный кран Маевского, но и винтовой вентиль, водоразборный или шаровый кран, смонтированный изливом кверху.

    Сброс воздуха из системы отопления выполняют в определенной последовательности:

  • На более, чем на один оборот приоткрывают кран. В результате должно раздаться шипение движущегося воздуха.
  • Под кран подставляют широкую емкость.
  • Ожидают, пока вместо воздуха польется вода.
  • Закрывают кран. Через 10 минут стояк должен прогреться. Если этого не происходит, надо стравливать пробки повторно.
  • Перед тем, как избавиться от воздуха в системе отопления, следует помнить о таких важных правилах:

  • В кране Маевского нельзя винт выкручивать полностью, поскольку при давлении, равном 5 – 6 атмосферам, и льющемся из отверстия кипятке вернуть его на место невозможно. Результатом таких действий может стать затопление собственной квартиры и расположенной снизу.
  • Не надо под давлением выкручивать воздушник, даже на пол-оборота, поскольку неизвестно в каком состоянии находится его резьба. Когда спускной клапан неисправен, до его замены или ремонта следует перекрыть два парных стояка и удостовериться, что их вентили удерживают воду.
  • В случае проживания на верхнем этаже до старта отопительного сезона нужно удостовериться в том, что есть инструмент, которым работают с воздушником. Модели современных кранов Маевского можно открыть отверткой или руками, а в старых зданиях потребуется специальный ключ. Он выполняется легко – следует взять пруток нужного диаметра и выполнить у него на торце пропил.
  • Вариант №3 устранения проблемы – перепускание отопительного стояка на сброс

    При нижнем розливе основной проблемой воздушников является то, что они располагаются на верхних этажах в квартирах. Если их владельцев постоянно нет дома, как убрать завоздушенность системы отопления?

    Можно перепустить парные стояки со стороны подвала, для чего:

  • Их обследуют на предмет наличия вентилей, после которых можно устанавливать заглушки или сбросники. Во втором случае затрат не будет, а в первом – необходимо купить шаровый кран с резьбой аналогичного размера, как и у заглушек.
  • Перекрывают вентили на двух стояках.
  • На одном из них на несколько оборотов откручивают заглушку и ожидают снижения напора жидкости, который бьет по резьбе. Так можно убедиться, что вентили на этажах исправны.
  • На место заглушки монтируют шаровый кран, сначала подмотав резьбу.
  • Смонтированный сбросник открывают полностью.
  • Теперь приоткрывают вентиль, находящийся на втором стояке. Когда напор осуществит отвод воздуха из системы отопления, закрывают сбросник и открывают другой стояк.
  • В этом также имеются нюансы:

  • Когда все батареи установлены на подающем стояке, а на обратном их нет, сбросник нужно монтировать на обратке и тогда проблема, как удалить из системы отопления воздушную пробку, будет решена. В случае расположения радиаторов на парных стояках вытравить воздух получается не всегда.
  • Если не удалось перепустить стояки в едином направлении, тогда сбросник переставляют на второй стояк и перегоняют теплоноситель в противоположную сторону.
  • При наличии винтовых вентилей на стояках нужно избегать перемещения воды через них в направлении, которое противоположно стрелке на корпусе. Желание приоткрыть вентиль с клапаном, прижатым давлением, может завершиться его отрывом от штока. Чтобы устранить проблему, связанную с тем, как вытравить воздух из системы отопления, довольно часто требуется сбрасывать систему обогрева строения.
  • Верхняя подача в многоквартирном доме — как выпустить воздух

    Здания с верхним разливом имеют следующие признаки:

    • розлив подачи находится на техническом этаже, а обратный – в подвале;
    • каждый стояк является перемычкой между ними, отключение возможно и снизу, и сверху;
    • подающий розлив делают с незначительным уклоном;
    • на нем в самом верху находится расширительное устройство со сбросником, при этом сброс часто выводят через все этажи в элеваторный узел в подвальное помещение или по – максимуму близко к нему.

    Функцию воздушников возлагают на сбросник на расширительном приборе. Благодаря выводу сброса в подвал старт теплоснабжения осенью упрощается.

    Читайте также:  Изготовление лопастей для ветрогенератора своими руками

    Вариант № 4 решения проблемы — сбросник на расширительном бачке

    Чтобы устранить проблему, до того, как продавить воздушную пробку в системе отопления, верхний розлив нужно перевести в рабочее состояние.

    Для этого следует:

  • Не спеша заполнить систему, чтобы не допустить гидроудара. Нужно приоткрыть домовую задвижку на подаче или обратке, находящуюся между элеваторным узлом и нагревательным контуром.
  • После завершения заполнения системы вторую задвижку открыть полностью.
  • Через 5 – 10 минут открыть на расширительном устройстве сбросник и подождать пока воздух сменит вода.
  • Открытая система отопления в частном доме

    Функционирует такая система, когда давление и высота водяного столба, образованного нижней и верхней точкой отопительного контура, соответствуют. В этом случае розлив обустраивают под постоянным наклоном, а в его верхней точке располагают открытое расширительное устройство.

    Оно совмещает в себе ряд функций:

    • расширительного бачка, который компенсирует возрастание объема жидкости при нагреве;
    • предохранительного клапана, служащего для сброса избыточного давления в случае закипания воды в теплообменнике нагревательного агрегата;
    • воздушника, благодаря которому решается проблема, как выгнать из системы отопления воздух – его надо вытеснить в верхнюю часть контура, а точнее в расширительный бак, откуда он отправляется в атмосферу.

    При данной схеме не требуется дополнительная установка воздушников. Но ими можно снабдить индивидуально радиаторы, размещенные выше разлива: кран Маевского позволяет удалять воздух из радиатора и заставляет циркулировать рабочую среду через оба коллектора.

    Закрытая система частного дома — как удалить воздушную пробку

    В контуре, по которому теплоноситель перемещается в принудительном порядке, функционирующем при избыточном давлении, помещают воздухоотводчик автоматического типа. Он является элементом группы безопасности нагревательного агрегата и его монтируют на выходе из теплообменника.

    У некоторых моделей котлов имеется своя группа безопасности, установленная внутри корпуса. Все батареи, находящиеся выше розливов, снабжают кранами Маевского или воздушниками. Последние непременно нужны при диагональном или боковом подключении приборов.

    В случае нижнего двухстороннего подключения возможно функционирование завоздушенного радиатора. Используется следующий способ, как стравить воздух из системы отопления: его вытесняют в верхний коллектор, а теплоноситель запускают через нижний.

    Секции батареи прогреваются по высоте благодаря теплопроводности металла.

    Особая ситуация

    В закрытых автономных теплоснабжающих системах помимо воздушников, применяют сепаратор воздуха. Он предназначается для отвода мелких воздушных пузырьков, насыщающих жидкость, так как они приводят к коррозии труб из стали, крыльчатки насосного оборудования и теплообменника.

    Отвод пробок из воздушной камеры сепаратора происходит при помощи воздухоотводчика, функционирующего в автоматическом режиме.

    Собирать пузырьки воздуха помогут:

    • PALL кольца;
    • сетки из нержавейки или меди.

    Но стоимость сепараторов немаленькая, а польза от них весьма сомнительна. По мнению специалистов, в автономной системе можно обходиться без них.

    Безусловно, информация относительно причин образования воздушных пробок и способов, как выдавить из системы отопления воздух, будет полезна для каждого владельца недвижимости.

    Спускаем воздух с системы отопления. Удаление воздушной пробки

    Отопительная система в частных коттеджах и многоквартирных домах включает в себя трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе эксплуатации естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет или полностью останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом подобной ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до необходимых температурных показателей. Существует несколько способов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок

    Причины завоздушивания системы

    Существует несколько достаточно распространённых причин, провоцирующих появление воздушной пробки внутри отопительных конструкций:

    • разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
    • неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
    • локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
    • в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
    • пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
    • неисправное состояние воздухозаборных элементов;
    • подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
    • всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
    • низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
    • восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.

    Одна из наиболее часто встречающихся проблем – наличие ошибок и погрешностей на этапе создания проектной документации или монтажа трубной разводки.

    Варианты удаления воздуха с отопления

    Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.

    Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.

    Кран Маевского

    Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.

    Правила выполнения работ:

    • установить краны;
    • открыть запорную арматуру на один оборот;
    • закрыть кран после появления воды.

    Запорная арматура должна быть присоединена в верхней части радиатора, напротив входа горячего водоснабжения. Отверстие фасонной детали располагается по направлению от стены, с небольшим наклоном вниз. Относительно простой способ спуска воздуха с отопления.

    Автоматические отводчики

    Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в разных видах исполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется посредством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции монтируются в труднодоступных местах.

    Сепараторы воздуха

    Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети используется в верхней части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частицами воздуха.

    Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после чего полностью и удаляется.

    Выбор модели зависит от конструктивных характеристик сети, температурного режима теплового носителя, расположения трубопровода и других технических параметров.

    Многоступенчатая система

    Комбинация нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает максимально эффективный спуск воздуха с отопительной системы.

    Правила установки разных устройств:

    • запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
    • автоматический воздухоотводчик – рядом с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
    • воздухоотводные устройства иного типа – на коллекторах.

    Монтаж конкретных видов воздухоотводных изделий в разных установочных местах гарантирует минимальный риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок внутри трубных систем или радиаторных батарей.

    Нагрев теплоносителя

    Иногда, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный способ удаления избыточного количества воздуха довольно сильным прогревом среды.

    Температурный режим теплового носителя в этом случае повышается до 95-100оС, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и устраняет скопившиеся пробки.

    Вариант не отличается высокой эффективностью и используется в качестве экстренной меры.

    На современных конструкциях обезвоздушивание производится через запорную арматуру игольчатого типа СТД-7073В. Старые батареи освобождают от пробки через обычную заглушку, посредством газового ключа, растворителя или преобразователя ржавчины, фум-ленты.

    Поэтапное выполнение работ:

    • установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
    • обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для снижения напора воды;
    • обработать стыки радиатора и заглушки растворителем ржавчины (при необходимости);
    • осторожно открутить заглушку при помощи газового ключа.

    В процессе проворачивания резьбы заглушки нужно прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается примерно 4-5 л воды, после чего на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целесообразно заменить стандартную заглушку автоматическим отводчиком или краном Маевского.

    Спуск через расширительный бак

    В домовладениях с индивидуальной системой отопления устанавливаются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным способом опускается уровень воды или иного теплового носителя.

    Долив системы целесообразно осуществлять через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель непосредственно в бак. Запущенной системе нужно дать поработать несколько минут, что позволит вытолкнуть пробку. В противном случае применяется стандартный слив через радиатор.

    Спуск воздуха с насоса

    Если в отопительном контуре есть вмонтированный циркуляционный насос, то воздушная пробка, как правило, нарушает его функционирование.

    Читайте также:  Биотуалет: что это такое, как работает и как им правильно пользоваться

    При установке насосного оборудования выше гребёнки, либо использовании только штатного агрегата (котла отопления), нужно ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В результате весь скопившийся воздух выйдет наружу.

    После стравливания воздуха циркуляционный насос нужно включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.

    Как спустить воздух в квартире

    Сброс избыточного воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.

    При нижнем розливе:

    • запуск элеватора на сброс;
    • использование запорной арматуры;
    • перепускание стояка на сброс.

    В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.

    Признаки наличия воздуха в отоплении

    Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:

    • слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
    • вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
    • нарушением циркуляции теплоносителя;
    • неравномерный прогрев батареи в разных частях;
    • ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.

    Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.

    Профилактические меры

    К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:

    • соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
    • установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
    • регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
    • спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
    • контроль работы водогрейного оборудования;
    • проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
    • контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
    • систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.

    Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.

    Как удалить воздух из системы отопления в частном доме

    Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки.

    Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей.

    Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

    Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

    Причины появления и последствия

    Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  • Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  • Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  • Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  • Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  • Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  • Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.
  • Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

    Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

    Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

    Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру.

    Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается.

    Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

    Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

    Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

    Методы удаления воздуха

    Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

    Системы с естественной циркуляцией

    Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя.

    Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики.

    Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

    Системы с принудительной циркуляцией

    В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

    Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем.

    Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

    Виды воздухоотводчиков

    Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

    Кран Маевского

    Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

    Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  • Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  • Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  • Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.
  • Автоматический воздухоотводчик

    Автоматический воздухоотводчик VALTEC VT.502

    Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

    Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

    Сепаратор воздуха

    Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды.

    Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси.

    Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

    Профилактика

    Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

    Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Технические оборудование дома